В прошлых двух материалах из цикла про альтернативные варианты обучения мы рассказали про систему Жохова и вальдорфскую педагогику, сегодня же речь пойдет о семейном обучении. Это когда ребенок не ходит на занятия в школу, а занимается дома. Не привязан к школьному графику и учебному плану. Может заниматься в подходящем именно для него ритме. Семье это дает свободу и время на путешествия, интересные занятия, увлечения. С другой стороны: семейное обучение требует от родителей огромной самодисциплины. Мы узнали опыт тех, чьи дети на семейном обучении, и готовы поделиться им с вами.
В настоящее время право родителей выбрать для своего ребенка семейное обучение прописано в федеральном законе «Об образовании». При этом дети вправе проходить промежуточные и итоговые аттестации (включая ГИА и ЕГЭ) в любой удобной школе. Для этого дети прикрепляются к школе именно для той или иной ситуации, а не для обучения, поэтому для проведения следующей аттестационной работы прикрепиться можно будет уже к другому учебному заведению. В некоторых регионах родители, выбравшие семейное обучение для своих детей, получают денежные компенсации из регионального бюджета. В Самарской области подобные выплаты не предусмотрены.
Семейное обучение — это абсолютный разрыв шаблона в родительской голове. Есть даже такой термин — дескулинг. Распрограммирование от школьного опыта. Т.е., родителям, самостоятельно обучающим детей, необходимо некоторое время и усилия, чтобы отстраниться от своего школьного опыта. Оговоримся сразу, что семейное обучение — это не обучения дома из-за болезни ребенка. Такое обучение называется домашним. Так почему же все больше семей выбирают семейное обучение? Многие мамы, с которыми мы общались, среди основных причин называют недовольство современными методиками обучения — большие классы, загруженность педагогов бумажной работой, «затачивание» детей под сдачу ЕГЭ, оторванность знаний от жизни, отсутствие здоровьесберегающих технологий и пр.
Алина, мама четвероклассницы, так рассказывает о своих причинах семейного обучения:
«Во-первых, ребенку было далеко ездить в школу. Усилия не стоили результата. Во-вторых, слишком много времени в школе нужно потратить для усвоения мизерного количества материала. Третья причина, на самом деле, должна стоять на первом месте! Тотальная и беспощадная профанация и «отупление» детей. «Надо сделать именно так, потому что так сказал учитель», «Надо оформить именно так задачу и никак иначе». Материал в учебниках подан однобоко. Например, в учебнике по окружающему миру детям пишут, что корова дает молоко. Но ведь это абсолютная ложь. Человек забирает у коровы молоко. Корова дает человеку мясо. Это тоже ложь, вводящая детей в заблуждение. Почему нельзя называть вещи своими именами? Одним словом — одурачивание. Кроме того, в группе из 30 человек сложно воспринять информацию с первого раза. На такое даже редкий взрослый способен. Не говоря уже о детях, которые должны развиваться в движении», — подчеркнула Алина.
Брать полностью на себя ответственность за обучение ребенка страшно. Но, допустим, вы все-таки решились. Куда бежать? Что делать? Анастасия, мама первоклассницы на семейном обучении поделилась своим опытом:
Родитель, выбравший для своего ребенка семейное обучение, может спокойно сам заниматься его образованием до 9 лет. А потом прийти в школу и пройти аттестацию сразу за третий класс. Но чаще всего поступают так, как мы: пишут заявление на имя директора о зачислении ребенка в школу и переводе на семейное обучение. Потом директор попросит родителей съездить в департамент образования и подписать все нужные документы. Далее об аттестации можно договариваться с педагогом, к классу которого вас прикрепили. Вам должны выдать те же учебники, что и всем ученикам. Жизненная хитрость: выбрать лучше школу, в которой уже есть ученики на семейном обучении — педагогический коллектив будет благосклоннее.
Казалось бы, самое сложное — организовать качественные занятия в домашних условиях. Но все мамы, с которыми мы общались, говорят, что это не сложнее, чем выполнять с ребенком школьную домашнюю работу.
Для Алины основными плюсами семейного образования являются большая свобода в изучении предметов, свобода в ведении тетрадей, больше времени на любимые занятия, свободный график утреннего подъема, возможность уехать среди года на любой срок, выбор друзей по интересам.
Семейное обучения дает возможность узнать об альтернативных подходах и взглядах, возможность лежать, сидеть, стоять во время изучения материала. Кроме того, оно учит ребенка брать ответственность на себя! Нет такого как в школе — «Меня не было, поэтому я не знаю». 100%-ое усвоение материала. Отсутствуют оценки за ошибки, которые совершают абсолютно все, когда чему то учатся.
По словам Анастасии, благодаря семейному обучению, дочка успевает не только опережать своих сверстников по программе первого класса, но и учиться в английской онлайн-гимназии и музыкальной школе, посещать бальные танцы, кружок по рисованию и шахматный клуб. Все по собственному желанию. При этом, среди основных сложностей семейного обучения Анастасия выделяет то, что дочь не разделяет в ней маму и учительницу.
И это неизбежно порождает конфликты на почве выработки дисциплины. Кроме того, я теперь практически на 100% занята детьми. Времени на себя катастрофически мало. Планирую в будущем больше предметов отдавать дочке на самостоятельное изучение, но пока у нас только первый класс.
Между тем, Надежда, мама, которая забрала дочку из обычной школы на семейное обучение после второго класса, говорит, что такой подход к обучению не только развивает самостоятельность, но и сближает детей и родителей.
Занимается она сама, я только прописываю план занятий. Потом проверяю. Где нужно — подсказываю. Больше видимся, общаемся. Многое зависит от ребенка — готов ли он так обучаться. И от родителей — готовы ли они. Возможно, некоторые считают, что в семейном обучении все так просто. На самом деле это большой труд и ответственность. И принимать решение о семейном обучении нужно крайне ответственно.
Минусом семейного образования Надежда считает то, что у школ почти нет практики работы с родителями, выбравшими такую форму занятий, и бумажную волокиту.
В школе вечно приходится объяснять, на что мы имеем право. Конечно, многое зависит от школы. Но мы первый год семейного обучения были в одной школе, второй год в другой. И там и там не знали, как что проходит. Все новое, необычное для них. В одной школе нас уговаривали вернуться, т.к. им предстояло много работ по оформлению. Отговаривали, ссылаясь на то, что для ребенка семейное обучение хуже, нежели классическое. Однако все сдали, все нормально. В другой школе директор более-менее подкованный. Но и там остаются вопросы. Приходится рассказывать, как что проходит, и подкреплять документами. Это занимает много времени.
Мотивы ухода на семейное обучение могут быть разными, но вне зависимости от них всем родителям придется столкнуться с выбором методики обучения, пособий, видео уроков. Благо в интернете можно найти всю необходимую информацию, пообщаться с единомышленниками. Кроме того, в 2017 году была создана Ассоциация развития семейного образования в России. Есть небольшие семейные инициативы, в которых родители-единомышленники объединяются и вместе обучают детей по подходящим для них методикам.
Алина, мама четвероклассницы:
Сначала я использовала конспекты для учителей по выбранной программе. Боялась что-то упустить. Но потом поняла, что нужно именно нам. Мы читаем учебник и выполняем задания. Иногда устно, иногда письменно. Если вижу, что быстро схватила, переходим к следующей теме. С пятого класса будем активно использовать видеоуроки.
По словам Анастасии, попробовав с дочкой разные методики, оставила для последующего обучения подрастающего сына несколько эффективных программ и пособий.
Это пособия Жени Кац, тетради Kumon, игры «Банда умников», энциклопедии с Чевостиком, программа Русской Классической Школы, виртуальная гимназия английского языка Smilenglish.
Учебники Русской Классической Школы
Как рассказала Ольга, мама второклассницы, основной методикой обучения для них является Русская Классическая Школа.
Несколько лет назад я узнала о существовании Русской Классической Школы. Тогда свои пособия они распространяли бесплатно. Когда я их получила, меня все увиденное настолько вдохновило, что оставить все это только для своего ребенка было уже нельзя. Раз в неделю дочка занимается в группе, остальное дома. Кроме того, посещает музыкальную школу и фольклорный ансамбль.
По ее словам, в группе, в которой занимается ее дочь, сейчас учатся 7 детей второго и третьего класса.
В учебный день входят занятия по рукоделию, русский язык, математика, живопись и музыка. Ведут 4 приглашенных педагога.
Занятие по программе Русской Классической Школы
Таким образом, дети на семейном обучении имеют возможность заниматься в приемлемом для них ритме, в интересной форме. Часто опережают сверстников по уровню знаний. У них нет погони за оценками, процесс обучения более осознан. Больше времени на другие занятия и увлечения, путешествия, посещение музеев, театров и, что наверное важнее всего, больше времени на общение с родителями. Но семейное обучение — это и очень сложный процесс, требующий от родителей, в первую очередь, большой внутренней работы со своим школьным опытом. Но семейное образование заслуживает внимания хотя бы потому, что сближает семью и раздвигает горизонты для детей и взрослых.
Кристина Лысова
Расскажите своим друзьям