В феврале мы опубликовали материал нашего автора Татьяны Алашеевой «Репетитор: когда он не во благо, и как избежать проблем», в котором она перечислила несколько нежелательных последствий, к которым могут привести занятия с репетитором, и дала советы, как их избежать. А сегодня предлагаем вашему вниманию диаметрально противоположную точку зрения — автор Бебинки Игорь Южный расскажет, когда обращение к услугам репетитора — необходимость.
Тут все очевидно. Семейная форма обучения предполагает, что родители сами занимаются с ребенком или находят ему преподавателей. Если в начальном звене знаний многих пап и мам, как правило, хватает, чтобы самим выполнять роль «учителя», то чем старше становится ребенок, тем выше потребность в квалифицированных преподавателях.
Есть еще и психологический момент. Некоторые специалисты советуют, чтобы мама все-таки оставалась для ребенка мамой (а папа — папой), не превращаясь в учителя, а тем более — в экзаменатора. Так лучше и для атмосферы в семье, и для психологического развития ребенка. Тем, кто такую позицию разделяет и принимает, тоже необходимы репетиторы.
Теперь перейдем к тому, зачем нужны репетиторы детям, посещающим школу.
Бытует мнение, что репетитор подстраивается под темп усвоения знаний ребенком, а тому потом сложно угнаться за скоростью подачи информации в школе. Но, как правило, истинная потребность в репетиторе и возникает тогда, когда ребенок не успевает за «гонкой», устроенной в школе. Учитель в классе чаще всего озабочен именно тем, как «пройти» все темы в заданном графике. Задача — «оттарабанить» материал и расставить оценки. Задачи сделать так, чтобы каждый ученик материал усвоил, школьные учителя или вовсе перед собой не ставят, или просто физически этого сделать не успевают. Я сам преподавал в школе и знаю, как это происходит.
Если ученика можно просто «вывести из зоны комфорта», заставить его мобилизоваться и «скакать» по параграфам, чтобы все наладилось, тогда зачем вообще нужны школа и преподаватели? «Просветленный» и сжавший волю в кулак ученик и сам тогда все освоит и усвоит, так ведь? Но нет, на практике почему-то так не получается.
Для того и нужен репетитор, чтобы объяснить тему доступно и столько раз, сколько нужно конкретному ребенку для усвоения. Комфортный темп не расслабляет ученика, а позволяет сделать то, ради чего, собственно, и существует обучение. А оно же существует ради усвоения знаний и обретения навыков, а не просто ради 100 баллов на ЕГЭ, правда же? А вот с этим у многих в школе проблемы. И речь отнюдь не о двоечниках (троечниках) или лентяях.
Ко мне обратилась директор школы (!) с просьбой подтянуть ее дочь-шестиклассницу по русскому языку. Девочка совершенно не из тех, кого интересуют только гаджеты, соцсети или наряды. Получать новые знания ей действительно интересно, проблема в том, что это не превращалось в навык.
Почему же умный и сообразительный ребенок не может применить простейшее правило проверки безударной гласной в корне слова? При этом правило помнит, но не применяет. Начали искать причину.
Выполняя различные упражнения, споткнулись на том, что, оказывается, девочка просто не всегда видит, как образуется слово, где у него корень, приставка, суффикс. А коль ты не видишь, в какой части слова та же безударная гласная, — естественно, что сложно понять, какое правило применить: для корня, приставки или суффикса.
Когда это проходили в школе, видимо, в «гонке» за программой этот слой знаний просто выпал и не усвоился. А он — один из ключевых. А когда нет базовых знаний — на что должны ложиться следующие? И получается, что сведения из дальнейшей школьной программы падают в пустоту и не усваиваются, им не за что зацепиться. Простое заучивание правил к грамоте не ведет и навыка не вырабатывает. Просто потому, что ребенку непонятно, как эти правила применить на практике и где.
Когда мы подтянули словообразование и «пропущенные» правила правописания различных частей слова, автоматически повысилась и текущая успеваемость. Вот для чего чаще всего и нужен репетитор. Хороший репетитор, разумеется, а не тот, кто просто дублирует школьного учителя.
Я ни в коем случае не утверждаю, что все школьные учителя плохие, и что всем ученикам необходимы репетиторы. Но если проблема с усвоением школьной программы существует, значит есть причина. И хороший репетитор поможет эту причину определить и «отремонтировать».
Игорь Южный
Фото: pixabay.com
Расскажите своим друзьям