Школьная успеваемость является источником стресса для 79% российских школьников. Согласно данным совместного международного исследования Harris Insights & Analytics и LEGO Education, именно Россия на первом месте в неутешительном рейтинге.
На втором месте по уровню «учебного стресса» — китайские школьники (64% от общего числа респондентов в стране), на третьем — ученики из Германии (61% опрошенных).
Проведя масштабное исследование «Уверенность в процессе обучения», аналитические компании определили и главные стрессобразующие факторы. Установлено, что чаще всего источником переживаний для школьников становятся низкие оценки, предстоящие экзамены и сравнение с более успешными одноклассниками. При этом школьники, учителя и родители едины во мнении: главный источник переживаний для учащихся — оценки.
Высокий уровень тревожности вызывают экзамены и тесты, которыми насыщена учебная программа. Причем для учеников всех странах, принявших участие в исследовании. На первом месте — Китай (73%), на втором — Германия (66%), на третьем — США (64%). Четвертая строчка — у Японии (58%). В России тесты и экзамены вызывают стресс у 57% школьников.
Весьма пагубное влияние оказывает и сопоставление результатов ученика с достижениями других школьников. На вопрос о том, испытывает ли ребенок беспокойство при таком сравнении, утвердительный ответ дали 66% школьников из США. Российские ученики переживают из-за сопоставления с одноклассниками чуть меньше (55% опрошенных). В Германии стрессообразующим этот фактор становится для 39% учащихся.
Беспокойство и неуверенность становятся препятствиями на пути к успехам в учебе. Этот факт подтверждают 68% российских педагогов, ставших респондентами глобального исследования.
В то же время исследование показало, что 80% учеников из России осознают, что ошибки и поражения — это лишь одна из составляющих учебного процесса. По мнению 91% педагогов, в будущем умение смириться с неудачей и преодолеть ее поможет ученику достигать поставленных целей.
Международное исследование по выявлению уровня уверенности школьников (Confidence in Learning Poll) было проведено в феврале 2019 года. В серии опросов приняли участие 5002 ученика, 1152 преподавателя и 2001 родитель обучающихся из пяти стран мира — России, Китая, Германии, Японии и США. Респондентами стали дети трех возрастных категорий, от 5 до 18 лет.
Мария Кошелева
Фото: pixabay.com
Ольга Григорьева, психолог
Оценки — источник стресса не только для детей, но и для многих взрослых. В культуре нашего общества социальное мнение играет очень важную роль. Мы все хотим быть признаны другими людьми: хорошая мама, отличный сотрудник, классная жена и и т.д. и т.п. Если родители боятся общественной оценки, стараются выглядеть лучше в глазах окружающих, странно ожидать от детей иного.
Если говорить о техниках снижения стресса школьников — то это возможно только через работу взрослых над собой. Можно постоянно повторять ребенку, что плохие оценки — это всего лишь процесс обучения, и двойка или тройка — это лишь показатель того, что надо еще немного подучить, но если в глазах мамы ужас или печаль, то правильные слова не помогут. Измените свое отношение к оценкам и автоматически изменится отношение к ним ребенка.
Многое зависит и от того, что транслируют детям учителя. Оценка за тест по склонениям — это не оценка ребенка в целом, не оценка уровня его интеллекта, способностей и уж тем более не оценка его будущего. Это важно понимать педагогам и доносить до детей.
Расскажите своим друзьям