О продвинутых обучающих центрах KUMON, которые расположены в 48 странах мира, слышали многие родители в России. В этих японских центрах более 4 миллионов детей занимаются по специальным рабочим тетрадям, которые помогают научиться вырезать, клеить, считать и работать с карандашом. Ряд педагогов решили провести свой эксперимент с тетрадями KUMON, чтобы понять, как работает эта методика. О том, какие результаты он принес, нам рассказала педагог-психолог Анна Третьякова.
«Я согласилась участвовать в этом эксперименте, потому что мне захотелось узнать, действительно ли работают тетради KUMON. Мне интересно пробовать в своей работе новые программы, чтобы помочь детям развиваться. Я много работаю с детьми, у которых общее нарушениее речи. Кроме особенностей речевого развития у таких детей есть также проблемы в развитии моторики и некоторых других навыков. Именно поэтому было еще интереснее, помогут ли тетради KUMON в этих случаях.
В начале эксперимента мы провели диагностику. Она заключалась в выявлении уровня развития моторики и развития внимания. В общем, наши тесты выявили, что изначально у всех детей был невысокий уровень зрительно-моторной координации. Всего в эксперименте участвовало три группы детей. Это важно для исключения влияния программы, воспитателей, чтобы посмотреть, насколько работает сама методика KUMON в чистом виде.
Самая младшая группа из десяти человек — все 4-летние — работали по тетради «Учимся вырезать». У этих детей не было навыка вырезания, многие не умели правильно держать ножницы. За 1,5 месяца мы прошли с ними всю тетрадь, состоящую из 40 заданий. Согласно методике KUMON, каждый день мы делали по одному заданию. После успешного выполнения задания, как и советуют на страницах KUMON, мы хвалили ребенка за то, что он справился.
Когда мы начинали эксперимент, дети не умели ни держать ножницы, ни работать с ними. Многие импульсивно и несколько хаотично выполняли задания: бумага рвется, ножницы выпадают, дети переживают, что у них ничего не получается. Первые результаты появились к 7-8 занятию. Во-первых, дети научились держать ножницы, регулировать силу нажима и вырезать несложные фигуры. Во-вторых, они были очень заинтересованы в занятиях, потому что стали видеть улучшение своих результатов. Могу сказать как психолог: как только появляется позитивный результат, возрастает самооценка и вера в себя. Ребенок, как бы, говорит себе: «У меня получилось. Я могу. Я хочу еще лучше, дайте мне работу сложнее!».
Одной девочке так понравилось все это, что она попросила родителей купить домой такую тетрадь. Она приходила каждый день и говорила радостная: «Мы дома теперь тоже вырезаем!». Один из мальчиков, участвующих в эксперименте имел выраженные трудности в развитии моторики и концентрации внимания. Он очень сильно сжимал ножницы и карандаш. Поначалу он не хотел выполнять упражнения, потому что привык, что у него ничего не получается, что бумага все время рвется ножницами, но постепенно произошло просто чудо. Он начал выполнять задания и у него стало получаться. Вместо фразы: «Ох, как долго», он стал спрашивать: «А можно мне ещё задание?». Положительные результаты помогли ему стать более заинтересованным. А заинтересованность повысила концентрацию внимания. В итоге этот мальчик научился не только правильно держать ножницы и вырезать, но и стал более усидчивым.
Важно еще и то, что у детей меняется отношение к работе. Они привыкают каждый день понемногу заниматься, брать на себя ответственность за выполнения задания. Для меня, как для психолога, это очень важно. К концу эксперимента все дети научились правильно держать ножницы и вырезать.
Было еще две группы детей по 5-5,5 лет, которые занимались по тетради KUMON «Простые линии». Это дети из двух логопедических групп. Соответственно, в каждой из групп часть детей участвовала в эксперименте, а другая часть составляла контрольную группу. Дети учились регулировать силу нажима на карандаш и проводить простые линии.
Тут мы тоже получили заметные результаты: у детей, участвовавших в эксперименте, значительно улучшился уровень зрительно-моторной координации. Но и здесь мы развили не только один навык, но еще и сопутствующие. Например, мы проделали много дополнительной речевой работы, что особенно важно в логопедических группах. Проговаривали то, что нарисовано на картинке: какое это время года, где находятся дети или те или иные предметы, что они делают и прочее. Это хорошая отработка словарного запаса и связной речи. Также большинство заданий позволяет уделить внимание развитию пространственной ориентации. Например, спрашивая ребенка: «Твоя машина поворачивает налево или направо? Она едет вверх или вниз?». KUMON позволяет проработать гораздо более широкий спектр задач, чем те, что изначально в нем заложены. Это очень здорово.
Мне очень нравится, что система KUMON построена от простых заданий к сложным. Например, в тетради «Учимся вырезать» сначала предлагается вырезать прямые линии, горизонтальные и вертикальные, потом прямые линии с углом и только потом плавные линии. Все очень хорошо продумано. Мы обсуждали такой подход с педагогами и пришли к выводу, что это очень грамотно и с точки зрения развития навыка вырезания, и с психологической точки зрения, когда ребенок видит свой прогресс и начинает уважать себя.
Точно могу сказать: пособия работают. Они действительно развивают соответствующие навыки, помогают улучшить зрительно-моторную координацию, развить мелкую моторику, регулировать силу нажима на карандаш или ножницы. Я рада, что мы достигли поставленных целей.
Сейчас мне интересно смотреть на тетради KUMON не только с точки зрения развития навыков, а еще и с психологической точки зрения: как они поднимают детям самооценку, помогают более ответственно относиться к результатам своей работы, и увеличивают концентрацию внимания. С удовольствием советую всем педагогам и родителям заниматься с детьми по тетрадям KUMON».
Купить на Озоне
Купить в Лабиринте
Благодарим за помощь в подготовке материала издательство «Манн, Иванов и Фербер»
Расскажите своим друзьям