Школьная система Жохова: как попасть в класс «УниК», сколько стоит, отзывы

Чему отдать предпочтение в школе — традиционным обучающим программам или альтернативным, но хорошо себя зарекомендовавшим? А если выбрать альтернативную, то какую? Вопросов много, и чтобы вам было проще найти на них ответы, мы начинаем серию публикаций об альтернативных системах обучения. Сегодня расскажем о методике обучения начальных классов Жохова.

«Дети не борщ, их не приготовишь по рецепту»

Несколько лет назад в Самаре впервые заговорили об обучении в младших классах по методике заслуженного учителя России Владимира Ивановича Жохова «УниК». Был сформирован первый класс на базе средней школы №12. В системе Жохова, детям не ставят оценки, они могут свободно перемещаться во время урока, поют, танцуют и за первый год обучения проходят весь базовый материал начальной школы. Поддержкой и распространением методики занимается Центр развития образования им. И.Г. Песталоцци. Согласно данным официального сайта, собственную методическую систему В. Жохов разрабатывал более 30 лет. Главная идея — сохранение и развитие творческого потенциала учеников, заложенного от рождения.

В классах, обучающихся по системе Жохова, нет муштры, двигательная активность детей не ограничивается — они свободно передвигаются во время уроков, в любой момент могут подбежать к учителю, чтобы, например, уточнить условие задачи.

По заявленным данным, методика является совокупностью упражнений, которые способствуют равномерному развитию всех участков коры головного мозга. «Используются логопедические элементы, приемы для расслабления и тренировки зрения, слуха, голоса, легких, осязания, опорно-двигательного аппарата.  Всего более 1700 факторов учтены при создании каждого занятия. Более 100 приемов и упражнений оздоровления, более 1000 различных педагогических приемов «вшиты» в эти занятия. И все это «упаковано» как увлекательная детская игра».

Система Жохова в Самаре

Методических пособий по методике В. Жохова в открытом доступе нет. Все нюансы автор раскрывает только учителю, который намерен работать по данной системе.

«В настоящее время в Самаре 4 класса, которые работают по методике В.И. Жохова», — сообщил Бебинке директор центра им. И.Г. Песталоцци Игорь Кучма. В средней школе №12 дети по данной системе учатся третий год. В средней школе №92 есть подготовительный, первый и второй классы.

Учитель о методике

Учитель третьего класса «УниК» в средней школе No12 Юлия Будагова рассказала, что главной сложностью в работе по методике Жохова является взаимодействие не с детьми, а с их родителями.


Уходит много энергии на объяснение аспектов методики. Например, мы редко записываем с детьми условия задачи, поскольку решить ее это не помогает. Донести это до родителей порой довольно сложно. С каждым новым учебным годом у мам и пап возникает много вопросов и страхов. Я часто говорю родителям своих учеников, что я в школе не для них, а для детей. И домашние задания я даю детям, а не родителям. Прошу не вмешиваться в учебный процесс, доверить его детям и учителю. Нельзя подходит к обучению по устаревшим правилам. По привычному рецепту готовят борщ. Но дети, к счастью, не борщ, их не приготовишь по рецепту.


Учитель с классом

                                                                                  Юлия Будагова со своим классом «УниК» в прошлом году

С детьми же по словам Юлии Будаговой проблем не возникает.


В первом классе я много пользовалась проектором. Много материалов было дано через слайды. Дети воспринимают такую подачу материала нормально. Разницы нет, напишу ли я мелом на доске или материал появится у меня на экране. Экран не светит в глаза детям. Сейчас проектора чуть меньше, пошла больше работа с учебниками. Методический материал я получаю на весь учебный год. В конце каждой недели между учителями классов «УниК» и Владимиром Ивановичем Жоховым проходит вебинар. Мы делимся впечатлениями, задаем вопросы, Жохов дает нам наставления. Бывает так, что на вебинарах, когда мы общаемся, какие-то темы сдвигаем, что-то берем пораньше, исходя из готовности детей.


Будагова отметила, что в пятый класс ее ученики пойдут, скорее всего, в разных школах, так как сейчас приезжают заниматься из разных районов города.


Сейчас класс сборный. Многие пойдут в пятый класс по месту жительства. Я готовлю их к грядущим переменам посредством литературы. Мы много читаем и анализируем. Я говорю им, что жизнь может меняться, могут меняться окружающие условия, и в них надо уметь быть счастливыми.


Четверо детей, начинавших заниматься с Юлией по системе Жохова, перешли в другие школы еще в первом классе. «Класс рассчитан на открытое взаимодействие ученика с учителем. Эти дети были психологически не готовы к такой форме обучения», — пояснила Будагова.

Плюсы и минусы глазами родителей

Мы пообщались с родителями учеников из разных классов, где обучение проходит по методике В. Жохова — интересовались причинами, по которым они выбрали данную систему, а также о плюсах и минусах.

Екатерина Платонова, мама ученицы 2 класса «УниК» школы №92


Во-первых, система нелинейна. Акцент делается на развитие личности ребенка, индивидуальности. Методика ориентирована не только на традиционные предметы, она дает более обширный материал. Во-вторых, детям нравится учиться! Получать новые знания. В наше время очень важно уметь пользоваться информацией: отсеивать мусор и применять знания. В-третьих, самодисциплина. Дети сами делают уроки и берут ответственность за свои поступки.


По мнению Екатерины, система Жохова — это лучшее, что она может дать ребенку на этапе начального образования.


С каждым днем все больше убеждаюсь в этом и радуюсь. Дети считают, читают, умеют легко усваивать большие объемы информации. Главный в этой системе — учитель, его умение работать с детьми, учитель должен верить в систему, тогда все будет как у нас. Очень важен контакт учителя с учеником, учитель для детей и друг, и авторитет.


Занятие в классе

                                                                       Во время урока дети могут свободно перемещаться по классу

Минусами системы В.Жохова Екатерина считает закрытость информации о методике и, как следствие, недоверие родителей.


Система закрытая, и многие родители боятся доверить ей обучение детей. Кажется, что все слишком сказочно. Сложности есть всегда и везде, когда есть неизвестноть. Это нормально. И для нас тоже первый класс был испытанием — мы не знали и не понимали, что должны знать наши дети, как себя вести, все ли правильно. Но главное доверять системе и учителю, и тогда все будет хорошо.


Мама, забравшая ребенка из класса «Уник» после первого года обучения, тоже поделилась с нами впечатлениями, но попросила не афишировать личные данные.


В методике Жохова меня привлек гуманный, без авторитарности, подход к преподаванию. Дети не скованы в движении, это положительно отражается на здоровье, малыши с удовольствием ходят в школу, где формируется дружный, сплоченный коллектив, прививается тяга к знаниям. Когда я смотрела ролики о классах «Уник», меня порадовало, что ребенок, справившись с заданием, выражает своё желание помочь другому, дети радуются успехам друг друга, аплодируют, активны во время урока. В процессе обучения я увидела, что ребенок действительно с радостью идет в школу, приносит множество интересной информации, почерпнутой во время уроков. Благодаря регулярному пению улучшились чувство ритма и музыкальный слух. Моя дочь хорошо осваивала математику, которой в методике придается большое значение, с удовольствием занималась изучением римских цифр.


При этом дочь нашей собеседницы практически не участвовала в письменных упражнениях на уроках русского языка, отказывалась делать домашние задания, у нее до сих пор письменные занятия вызывают негативную реакцию.


В. Жохов в видеопрезентациях и вебинарах по своей методике говорит о том, что домашние задания — это награда для ученика, что детьми они выполняются за короткое время, некоторыми — во время перемен в школе. Моя дочь домашние задания наградой не воспринимала, часто не выполняла, по математике приносила на листочках домой и складывала в стопочку, по русскому же языку игнорировала. Учитель рекомендовал на выполнении домашних заданий не настаивать. Проучились мы 1 год. По итогам года: математика далась хорошо, по русскому языку к концу учебного года сохранились ошибки в словарных словах, дочь писала без знаков препинания и заглавных букв в начале предложения и в именах собственных. Т.е. по дисциплине «Русский язык» даже материал 1-го класса не был освоен. В целом, сначала я вдохновилась системой, проигнорировала те редкие негативные отзывы, которые обнаруживала в интернете. Затем увидела, что встречаются противоречия в утверждениях автора методики, высказанных им в разное время, а также есть несоответствие прогнозируемых и реальных результатов.


Ольга Горева, мама ученицы 2 класса по методике В. Жохова, школа №92


Выбрала методику Жохова, потому что меня не удовлетворял опыт обучения в начальной школе старшего сына. Да и собственный школьный опыт тоже. Это было не учение, а мучение. И мы искали возможность уйти от классической системы. Кроме того, в одном из видео про методику Жохова я увидела, насколько дети ней живые, свободные в общении и при этом не распущенные, а полные чувства собственного достоинства. Нет страха, нет муштры, нет 40 минут малоподвижности. Дочка с с радостью ходит в школу, любит учителя, уроки делает сама. Ей интересно узнавать что-то новое. Она с удовольствием ищет и смотрит в интернете научно-популярные видео — т.е. желание учиться не убито.

Из минусов отмечу большую психоэмоциональную нагрузку, т.к. материал дается очень интенсивно и в большом объеме, и дисциплину. Если дети в семье не получили навыки концентрации внимания, длительной включенности в процесс, то усваивать материал им будет сложно. Эта система не подойдет мамам и папам, Зацикленным на соответствии нормам отраслевого стандарта, так как усвоение знаний происходит скачкообразно, и к концу первого года не все дети показывают результаты, на которые рассчитывают родители, насмотревшиеся рекламных роликов про детей-вундеркиндов.


Ольга Сергеева, мама ученика первого класса по методике Жохова, школа №92


Почему я решила, что методика В. Жохова подходит для моего ребенка? Во-первых, у детей в первом классе еще не сформирована волевая сфера, и те жесткие требования дисциплины, которые есть в обычной начальной школе, по моему мнению, травмируют психику. В стрессе ребенок не может соображать нормально. Во-вторых, мне понравилось, что продуман каждый урок, и детям действительно интересно. Это современные дети, методы которые были раньше с ними не работают. Они дисциплинированы учебным процессом. Хулиганят дети только на переменах. Кроме того, я узнала что первые четыре года обучения влияют на способность к обучению в последующие годы. Методика Жохова развивает оба полушария мозга.


Кроме того, по словам Ольги, родители учеников класса «УниК» — это единомышленники со схожими пожеланиями к учебному процессу.


Мы набирали класс в течение года, запускали рекламу в соц.сетях, газетах, проводили встречи с родителями, рассказывали о методике. В настоящее время, меня беспокоит то, как дети обучаются письму. Они пишут печатными буквами карандашом на бумаге. Переживаю, что рука не привыкнет.


Дети на сцене

                                                                   Спектакль с участием детей класса «УниК»

Как организовать класс «УниК»?

В настоящее время в России функционирует около 120 классов по методике В. Жохова. Большая часть из них государственные. В некоторых школах есть по несколько классов.

Класс «УниК» создается при выполнении трех условий:

 набирается минимум 16 детей. При этом, рекомендуемое количество учеников — от 25. человек;
 директор школы, которую выбрали родители-инициаторы, не возражает против внедрения системы Жохова;
 в этой школе есть учитель, готовый работать по системе.

По методике могут начать работать первые и вторые классы государственной общеобразовательной школы.

Стоимость обучения

Стоимость повышения квалификации учителей государственных школ и единичных автономных классов — 55 000 руб. на одного учителя класса за учебный год 2018-2019. Автономный класс — это класс единственный у конкретного организатора-директора. Цена для автономных классов, при количестве классов более одного: 80 000 руб. на каждого учителя каждого класса за учебный год.

В стоимость входят:

 мультимедийный обучающий комплекс (переносной жесткий диск высылается по почте или может быть получен педагогом лично);
 курс повышения квалификации учителя (144 часа с выдачей удостоверения);
 еженедельные онлайн-семинары и практическая работа;
 методическая поддержка учителя.

Как правило, сумма делится на всех родителей, и стоимость оплаты методики на каждого ученика получается невысокой.

«В зависимости от школы, более дорогостоящим может стать оснащение класса всем необходимым для начала работы. Что-то может предоставить школа, но нам, например, пришлось оплачивать практически все: замену электрики, ремонт окна, новую мебель, оборудование, доску» — рассказала одна из мам.

Таким образом, чтобы организовать класс «УниК», родителям необходимо набрать необходимое число единомышленников, провести переговоры с директором нужной школы, и, самое главное, найти педагога, которому интересна новая методика, готового вникать и разбираться в нюансах системы.

Кристина Лысова


Не пропустите все самое важное и интересное! Подпишитесь на нашу рассылку!



Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему