Очень часто родители ставят целью воспитать, обучить, «сделать» из ребенка кого-то. Воспитать художника, скажу прямо, не очень популярная цель. В этом материале мне хотелось бы расширить само понимание художественного воспитания для тех, кто считает, что оно нужно лишь детям с явными способностями к изобразительному искусству, а также, дать конкретные советы тем, у кого те самые дети-художники.
В начале хочу отметить, что я сторонник того, что каждый человек приходит в этот мир с своим предназначением. Поэтому имеет смысл поддерживать и помогать ребенку в раскрытии его талантов, а не лепить то, что родители считают целесообразным. Нужными знаниями большинство родителей считают чтение, иностранный язык, математику, а вот искусство отводят, в лучшем случае, на второй план. А между тем, давно доказано, что, например, классическая музыка и игра на музыкальном инструменте способствуют в освоении математики. Но сегодня мы не о музыкантах, а о художниках. Изобразительное искусство считается необязательным дополнительным предметом. Аргументы за необязательность разные: «не все рождаются художниками», «не все становятся известными», «художник не зарабатывает много денег», «известными художники становятся после смерти».
А между тем, художественное воспитание остается недооцененным. Дело в том, что занятия изобразительным искусством прививают вкус к прекрасному, развивают пространственное мышление, а это необходимо, например, архитекторам и инженерам. Одно созерцание произведений искусства уже накладывает отпечаток на развитие ребенка.
Итак, как же воспитать художника?
Поясню, что под термином «художник» я буду иметь ввиду человека, который тянется к прекрасному, умеет видеть красоту мира и любоваться ей, черпает силы и вдохновение для обыденной жизни в природной красоте. Умение со вкусом одеваться, обставить свой дом, заниматься рукоделием и дизайном — везде пригодятся знания цветоведения, перспективы, пропорций и композиции.
С чего же начать путь к воспитанию хорошего вкуса? Лучшие учителя для ребенка это родители и природа. Чаще вместе любуйтесь ей. Созерцайте. Это занятие способствует вдумчивости и концентрации внимания. Мы живем в городах, здесь на первый взгляд, одни бетонные стены и машины. Но, кто ищет, тот найдет. Стоит нам поднять глаза вверх, а там небо! Когда я на занятиях задаю детям вопрос о цвете неба, то первый ответ — оно синее. Поэтому, когда вы вместе гуляете с детьми, рассматривайте небо. Оно великолепно всегда. Голубое, серое, золотое, розовое. Каждый рассвет и закат неповторим и прекрасен, а разглядывание облаков включает просто сказочную фантазию.
Но стоит обратить свой взор и чуть ниже. Деревья. Ствол, ветки и, кажется, ничего интересного. Однако, это не так. Толщина и цвет ствола, высота, изгиб веток — все разное и даже наделяет дерево своим особым характером. Поиграйте с ребенком в такую игру: предложите пофантазировать и наделить деревья человеческими качествами. Например, березка — скромная девушка, рябинка — веселая, боярышник — гордый, дуб и сосна — могучие, сильные богатыри. Предложите нарисовать графическим материалом сад злого и доброго волшебников. Спросите, какие деревья будут расти в них. Например, в первом будут ивы и березы с изящными веточками, а в другом — дубы с острыми ветками.
Листва — самый главный атрибут времен года. Нежная весной, густая зелень летом, роскошное золото и багрянец осенью. Соберите гербарий, сортируя листики по виду и оттенку. Внимательно рассматривайте их, фантазируйте.
А теперь, опустим глаза еще ниже. А что же мы можем там увидеть? Траву, камушки, цветы — отличный материал для созерцания. В природе все всегда сочетается идеально, поэтому сочетанию красок можно поучиться у цветов. Лепестки их словно нарисованы акварелью — залиты одним цветом, а ближе к центру будто капнули другой цвет. Это хорошо видно на тюльпанах, лилиях, мальве. Красный и белый, фиолетовый и желтый, оранжевый и синий, в сочетании с зеленым стеблем идеально дополняют друг друга. Отличная шпаргалка для составления комплекта одежды, например.
Поиграйте с ребенком в игру: покажите цвет в природе и поищите такой же среди ваших вещей.
Наблюдение за природой готовит к восприятию произведений искусства. Параллельно вы можете рассматривать репродукции живописных полотен таких художников, как И.И,Шишкин, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, В.Д.Поленов и других мастеров. Посещайте выставки с постоянными экспозициями и работами современных художников. Главное, чтобы такие походы были не слишком частыми и длинными. Не стоит целый день ходить по Эрмитажу, лишь потому, что вы приехали в Санкт-Петербург, а это одна из важных достопримечательностей нашей страны и нужно его посетить. Скорее всего, ребенок просто устанет и никакого образовательного эффекта от свидания с искусством не случится. Лучше, если вы будете посещать выставки по темам, которая в данный момент интересна ребенку.
Если ваш сын восхищается проплывающими кораблями, когда вы гуляете вдоль Волги, воспользуйтесь моментом, обратите его внимание на красоту пейзажа: могучие облака, проплывающие в небе, темный цвет реки, гористую линию противоположного берега. Предложите нарисовать, как по Волге ходят баржи и теплоходы, плавают лодки — речной пейзаж не сложен. Одновременно можно предложить посмотреть волжские пейзажи И.Е.Репина, рассказать о художнике. Если возраст ребенка позволяет, поведать о бурлаках, посетить музей в селе Ширяево. Получится целое семейное путешествие по родному краю и в историю. Искусство — удивительный инструмент для развития и обучения.
Мне очень нравится мысль о том, что воспитывать нужно не детей, а себя. Ведь наши дети все равно вырастут похожими на нас. Интересной и познавательной нужно сделать именно свою жизнь, а дети идут по этому пути с нами.
Мария Шульга
Расскажите своим друзьям
Комментарии
Emiliya Golubeva (не проверено)
22 марта 14:09
Постоянная ссылка (Permalink)