Музыка является важнейшим источником не только эстетического и эмоционального, но также ментального развития ребенка. К этому выводу пришел доктор медицинских наук, психолог Михаил Лазарев. Сегодня разработанная им методика широко используется не только среди мам и малышей, но и находит отклик у беременных женщин, которые по советам Лазарева занимаются развитием своего чада еще во внутриутробном периоде.
Идеи перинатального воспитания занимали профессора и доктора медицинских наук Михаила Лазарева на протяжении долгого времени. Разработанный им метод музыкального развития плода «Сонатал» применяется в России и за рубежом с 1983 года. Суть этой программы в том, что беременная женщина учится общаться со своим ребенком через песню, рисование и движение под музыку. В переводе с латинского «сонатал» — это мелодия рождения, особая субкультура, объединяющая материнство и детство.
Общеизвестно, что ребенок в материнской утробе чутко реагирует на внешние раздражители и особым образом отзывается на гармоничные звуковые волны — на музыку. Поэтому, находясь в ожидании малыша, так важно слушать хорошую музыку и петь, был убежден Лазарев. Разработанные им песенные программы способны оказывать регулирующее действие на сенсорные системы организма и кардиореспираторные процессы. Материнский напев оказывает непосредственное влияние на оба полушария мозга ребенка и на функцию внешнего дыхания, а эмоционально сопереживать звучащей музыке малыш способен, даже находясь в утробе. Практика показала, что дети, которые до рождения регулярно слушали песни матери и музыку, рождались более зрелыми в физиологическом и эмоциональном плане, а в дальнейшем проявляли повышенный интерес к эстетическому развитию, оказывались подвижными и любознательными.
Еще большую известность получила методика Михаила Лазарева, которая базируется на любви к нотам. «Цветоник» — это программа, сочетающая в себе музыкальные созвучия и их цветовые обозначения. В своем классическом виде методический набор включает песенный цикл «Цветоника», комплект игровых пособий «Цветные нотки» и книгу с дидактическими материалами «Школа музыкальных волшебников». В основном, все материалы рассчитаны на детей в возрасте от рождения и до трех лет, но могут использоваться и для занятий с детьми постарше.
В основе занятий по этой методике Лазарева лежит сочетание музыки, движений и цветовых обозначений нот. Типичный урок выглядит так: сначала родитель включает ребенку песню, затем играет ее вместе с малышом на пианино (на клавиши нажимает взрослый, но пальчиками малыша), после этого кроха занимается с инструментом самостоятельно (самые маленькие даже могут потопать ножками по клавиатуре). Далее следует перейти к упражнениям и заданиям из рабочей тетради по методике. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал мелодию, на клавиши инструмента приклеивают специальные разноцветные кружочки: каждой нотке — свой кружок и свой цвет. Соответственно, на карточках с песенками ноты также обозначены разными цветами, и ребенку на первых порах не придется иметь дело с абстрактными «до», «ре», «ми»…
Первые песенки для малыша — простые, состоящие из одной строчки, из одной музыкальной фразы. Воспроизвести их на инструменте самостоятельно не составит труда: просто нужно нажимать клавиши с определенными цветными кружочками в той последовательности, в какой они обозначены на карточке с песенкой. В итоге получается простая и запоминающаяся мелодия — ребенок своими руками создает музыку. Дальнейшее обучение строится на усложнении заданий: песенки становятся более длинными, разнообразными и интересными. Сам автор методики убежден, что обучить малыша музыкальным азам и привить любовь к звучащей мелодии смогут даже те родители, которые не обучались игре на инструменте. Методика интуитивно понятна участникам процесса любых возрастов.
Активные участницы интернет-форумов раннего развития отмечают, что заниматься с ребенком самостоятельно по методике Михаила Лазарева несложно: все материалы можно приобрести или частично даже найти в свободном доступе. Впрочем, родителям доступны и готовые решения для занятий. Не так давно сам профессор Лазарев принял участие в запуске проекта по формированию готовых комплектов для учебных материалов по его программам. Их можно заказать в формате полностью укомплектованных «коробочек» для занятий, которые доставляются почтой. Каждый такой набор ориентирован на определенный возраст ребенка и содержит весь учебно-методический комплекс с песенками на карточках, подробным описанием программы, цветными наклейками на инструмент. Сервис «Bimbasket» доступен в интернете, да и в обычных книжных магазинах найти фамилию Лазарева на полке с литературой о раннем развитии детей довольно легко.
Татьяна Гольдина
Расскажите своим друзьям