Открытые вопросы помогут вашему ребенку стать более самостоятельными, а конструктивная обратная связь научит анализировать и находить решения.
В прошлой статье мы уже познакомились с 7 навыками высокоэффективных людей, сформулированных Стивеном Кови в одноименном бестселлере:
Стивен Кови в своей книге разделил активность на два вида: «реактивность» и «проактивность». Чтобы понять чем они отличаются, представим ситуацию: вы стоите на автобусной остановке дождливой осенью. Проезжающий мимо лихач обдает грязными брызгами. Если в ответ на это Вы злитесь на непутевого водителя («Неужели не видел, что здесь люди стоят!?»), на плохую погоду («Опять эта грязь…») и на городскую администрацию («Пусть уже что-то сделают, чтобы жилось легче»), то ваше поведение реактивно. Пассивная реакция на внешние условия (помните, про гордую птицу, которую пока не пнешь…) - тоже про реактивность.
Как в этой ситуации себя повел бы проактивный человек? Как минимум – избежал бы опасной близости к огромной луже. А если и попал под грязные брызги, то только по своему недосмотру.
Прислушайтесь к тому, как человек говорит. Если в его речи много оправданий себя и обвинений других: «я не могу/не знаю…», «мне придется…», «это они должны были это сделать…» - перед вами пример реактивного отношения. Проактивные люди часто используют фразы «я могу…», «я решил…», «давай придумаем, как мы сможем….» и т.д.
Представьте, как будут отличаться жизненные сценарии ребенка, которого с детства учили проактивности и того, кто во всех своих бедах винит других? В первом случае ребенок верит в то, что все вокруг – результат его действия (или бездействия). Каждый день он учится быть инициативным, использовать обстоятельства в своих интересах. Во втором случае ребенок на многое смотрит с позиции жертвы – «от меня ничего не зависит». Существует так называемая теория самореализующихся предсказаний. Психологический феномен, суть которого в том, что человек, убежденный в какой-либо информации, начинает непроизвольно вести себя так, что результаты его действий только способствуют подтверждению его убеждений. Другими словами – во что верим, то и получаем.
Хотите развивать в ребенке проактивность? Начинайте с себя.
Отслеживайте свою проактивность
Задайте себе вопрос «Всегда ли я сама/сам выбираю, как реагировать на обращение со мной других людей? Как часто я виню в своих сложностях окружающих или обстоятельствах или оправдываюсь?» Следите за тем, какие фразы Вы используете в повседневной речи.
Создавайте среду
Познакомьте ребенка с 7 навыками. Расскажите ему, что они означают, для чего нужны, попросите рассказать своими словами. Сделайте вместе с ребенком фотоколлаж или постер, который будет их иллюстрировать. В результате Вы получите замечательное визуальное напоминание о 7 навыках.
Ищите примеры
Обращайте внимание ребенка на примеры проактивности: книги, фильмы, ситуации вокруг – прекрасный дидактический материал. Помните, как в сказке «Кот, лиса и петушок» петушок понадеялся на то, что кот в очередной раз услышит его и спасет от лисы? Наши сказки просто кладезь для изучения проактивности. Можно обсудить историю с точки зрения лидерства после прочтения книги. Другой вариант – остановиться в какой-то момент и спросить ребенка о том, как он бы поступил в аналогичной ситуации и почему.
Полюбите открытые вопросы
В общении мы часто используем закрытые вопросы (они требуют односложного ответа «да» или «нет») или даем четкие указания. Это сужает пространство для развития навыка проактивности. Открытые вопросы используют замечательные слова: почему, кто, как, что, где, когда. Они предполагают развитие темы и развернутые ответы.
Представьте ситуацию сбора на прогулку. Вот несколько возможных вариантов:
Чем чаще Вы спрашиваете, тем больше ребенок задумывается о своих собственных интересах, изучает ситуацию, продумывает возможные сценарии развития событий.
Научитесь давать эффективную обратную связь
Проактивность – это умение нести ответственность за свои действия. В жизни ребенка часто возникают ситуации, когда что-то не получилось или пошло не так, как хотелось. Признать такие моменты – результатом своих действий сложно не только ребенку, но и многим взрослым. В таких случаях очень важно дать ребенку конструктивную обратную связь:
Только после этого, можно поделиться своим мнением по той же схеме:
Главное – понять для себя, зачем вы даете обратную связь.
Наталья Тилли
Подписывайтесь на нашу рассылку:)
Расскажите своим друзьям
Комментарии
Добавить комментарий