Сказкотерапия: учимся писать сказку

Все вы, конечно, не раз слышали о таком методе лечения как сказкотерапия. Если попытаться найти точное определение этому термину, то сразу же сталкиваешься с трудностью. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии. Сегодня предлагаю попытаться научиться писать лечебные сказки для наших деток и помочь им справиться со многими проблемами, тревогами и страхами. Ведь все мамы немного волшебницы.

Сказкотерапия

Алгоритм написания сказки очень прост: короткие предложения без лишних слов, количество героев равно возрасту ребенка, четкое описание проблемы без назидательства и осуждения главного персонажа. И самое важное, описываемая ситуация должна напрямую соотноситься с реальностью – поступками или страхами ребенка. Постарайтесь не фокусировать внимание маленького читателя на том, как должна разрешиться ситуация, пусть он совместно с главным героем найдет правильное решение, которое обязательно должно быть практически выполнимо.

Любое литературное произведение, как вам известно, начинается с завязки. В ней постарайтесь кратко, но в то же время максимально полно дать описание главное героя, его внешности, привычек и т.п.

Далеко-далеко, в стране, куда корабли не заплывают, жил очаровательный Слоненок. У него были мама и папа, а также маленький братик. Как и все дети, Слоненок ежедневно ходил в детский садик, где у него было много друзей. Вместе с Тигренком и Обезьянкой он любил строить песочные замки и кататься на игрушечной железной дороге.

Девочка и книги

Помните, что вам следует дать безоценочное описание проблемы, указав лишь негативное ее последствие.

В одно солнечное утро, Слоненок пришел в сад и увидел несколько новых игрушек, с которыми уже играли его друзья. Он подошел к ним и забрал самолет и трамвай. Тигренок и Обезьянка сильно расстроились и стали просить Слоненка поделиться с ними. Но Слоненок развернулся и отошел в сторону. На следующий день Тигренок и Обезьянка отказались играть вместе со Слоненком и ему пришлось весь день провести одному.

 

В кульминационный момент важно постепенно преодолеть сложившие трудности. Существует несколько вариантов разрешения ситуации. На помощь главному герою может придти помощник, такой же как и сам герой или мудрее чем он.

Сова

Слоненок очень расстроился, что его друзья от него отвернулись и расплакался. Мимо пролетала Бабочка, спросила, что случилось. А потом рассказал, как же это здорово делиться игрушками и играть вместе, потому что… Что необходимо спрашивать разрешения и не отказывать друзьям, так как…

 

Еще одним видом кульминации является отвлечение от проблемы. Здесь может быть несколько вариантов, либо возникает промежуточная цель, либо решающую роль играют сильные эмоции.

Слоненок очень боялся остаться дома один. Каждый раз он забивался в угол и начинал дрожать. Однажды, когда родители ушли по делам, из щели в полу выполз маленький Муравьишка. Тот обещал, что составит ему компанию, но только после того, как новый друг его угостит чем-то вкусненьким. Слоненок, трясясь от страха, стал пробираться вместе с Муравьишкой на кухню. Когда цель была достигнута, он стал с упоением предлагать разные вкуснятины, совсем забыв о своем страхе. После того, как незванный гость отправился домой, Слоненок радостный стал играть в любимые игрушки.

или

Слоненку, несмотря на его большие размеры, не хватало решительности и отваги. Однажды он со своим другом Тигренком пошел играть на реку. Тигренок оступился, упал в воду и начал тонуть. Слоненок стал звать на помощь, но рядом никого не оказалось. Он очень испугался за своего друга, прыгнул в реку и спас Тигренка.

 

Мальчик

Если у вас очень хорошо с воображением и вы дружите со словом, то можете использовать такой вид кульминации как утрированная победа и ее негативные последствия.

Слоненок очень не любил ложиться спать и всегда начинал горько упрашивать Солнышко не уходить. Однажды, Ночь обиделась на Слоненка и ушла. Солнышку было грустно, и к тому же, оно стало сильно уставать, потому что ему приходилось светить и днем, и ночью. Да и Слоненок изо дня в день становился менее активным. А почему? Потому что всем надо отдыхать и сил на день новый набираться. Встал Слоненок и пошел звать назад Ночь. С тех пор они стали дружить втроем и друг другу помогать.

И, конечно, же в самом конце вашей сказки должна присутствовать развязка, в которой герой извлекает урок и делает выводы. Как говориться «Мораль сей сказки такова…».

Пишем сказку

Не бойтесь эксперементировать. Возьмите в руки ручку и лист бумаги, и сочините сказку, которая будет близка именно вашему малышу. Ведь никто кроме вас не знает его лучше, именно вы можете акцентировать его внимание на проблеме и помочь справиться с трудностями самым простым и доступным для него способом – посредством сказки. И для этого не обязательно быть именитым писателем.

Розалия Сталкина


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • External links will be redirected to a page that tells the user that they are about to leave the site.