Часто мамы признаются: «я не знаю, во что играть с ребенком», «у меня мало времени на подготовку игр», «ребенок еще маленький для игр», «он играет не по правилам/неправильно», «у меня нет столько денег, чтобы каждый день покупать новые игрушки», «я переживаю, что мало/плохо занимаюсь с ребенком», «у меня не хватает фантазии для игр», «ребенку не интересны игры», «его игрушки не развивают»… Если такие мысли появляются и у вас, то сенсорные коробки — то, что вам нужно!
Сенсорная коробка — емкость, в которую насыпаны и положены материалы и предметы разных размеров и фактур, чтобы ребенок мог играть с ними, изучая многообразие форм, материалов и явлений окружающего мира. Придумавшая их педагог Мария Монтессори утверждала: дети в возрасте от 3 месяцев до 3 лет главным образом развиваются через сенсорное восприятие, то есть рассматривая и ощупывая мир вокруг. Так почему бы вам не дать вашему ребенку максимум информации о многообразии этого мира, «погрузив» этот мир в сенсорные коробки, которые помогут раскрыть любую тему.
развивают мелкую моторику, влияют на развитие речи, тренируют усидчивость, сосредоточенность и внимание, расслабляют и помогают отвлечься (как ребенку, так и маме, кстати);
подходят детям от 6 месяцев до 3 лет и даже старше (для малышей наполнение просто будет состоять из более простых крупных и безопасных деталей);
совмещают в себе развитие и игру (например, перевозя песок в грузовичке, ребенок играет, одновременно развивая в себе аккуратность и т.д.);
не требуют больших финансовых затрат (зачастую ткани, крупы и разные любопытные мелочи есть у мам на кухне, в швейной шкатулке или даже туалетном столике, и остается только подобрать коробку);
создаются быстро и легко (подготовка сенсорной коробки с кусочками разных тканей или маленькими предметами одного цвета занимает не больше 5-10 минут);
вызывает интерес и занимает ребенка надолго (дети любят перебирать содержимое коробки, особенно если они не видели материалы до этого);
не имеют четких правил (вы можете дать ребенку возможность играть с содержимым по своему усмотрению: пересыпать, перекладывать, трогать, прятать детали содержимого коробки друг в друге, не опасаясь, что ребенок «играет не по правилам и все ломает»);
дают маме простор для творчества (каждая мама может стать творцом: сделать коробку на свой вкус и проявить свои таланты: что-то сшить для коробки, смастерить из бумаги или просто красиво выложить. В сенсорных коробках даже можно создать целый мир — город, зоопарк, вулкан или крепость);
помогают обучить любой теме (коробки бывают тематическими, в них можно объединить предметы одной направленности — «осень», «крупы», «цвета», «цифры», «животные» — и изучать в игровой форме);
подходят именно вашему ребенку (каждая мама может создать коробку, исходя из интересов малыша на данном этапе развития);
подходят для групповой игры (играйте с друзьями ребенка или всей семьей, вместе раскладывая, перебирая и изучая содержимое коробки);
легко хранятся (если взять коробку с крышкой, то беспорядка не вызовут даже мелкие сыпучие материалы).
Берем небольшие лоскутки ткани (бархат, ситец, шерсть,мех, поролон и т.д.), крупные элементы с новыми ощущениями (щетку, резиновый мячик с пупырышками, деревянный кубик), звуковые элементы (колокольчик, пищалка, погремушка, музыкальная игрушка)… Помещаем компоненты в коробку с небольшими бортами, на поднос или широкую пластиковую тарелку. Сочетаем по темам («ткани», «звуки», «формы», «цвета») или кладем все понемногу.
Берем один вид мелкого наполнителя (горох, фасоль, макароны) и небольшие элементы (игрушки/фигурки, маленькие кубики), кладем ложку или лопатку. Малышу будет интересно доставать заинтересовавшие его игрушки из крупы пальчиками, а к году лопаткой или ложкой.
Берем новые виды сыпучих основ для коробки (рис, песок, манка, гидрогель, вода), добавляем игрушки на определенную тему (животные, морские жители, фрукты/овощи), расширяем круг «инструментов» (сито, ложки разных размеров).
Этот возраст — апогей использования и создания сенсорных коробок! Используем любые виды сыпучих наполнителей (крупы, вода, лёд, пена для бритья, кинетический или космический песок, глина, гидрогель, ракушки, природные материалы (шишки, желуди, каштаны, камушки, веточки, листья и т.д.), добавляем элементы больших тем («животные: зоопарк, ферма», «времена года», «цвета и формы», «буквы и цифры», «фрукты-овощи-ягоды») и окружение (деревянная изгородь, домик, машинки), размещаем компоненты для сортировки одинаковых предметов (чашечки, коробочки, баночки, карточки), не забываем про лопатку и щипцы.
подбирать содержимое по возрасту и следить за ребенком во время игры (не давать мелких деталей совсем крохам, не класть очень острые и опасные предметы);
показывать, что именно нужно делать с содержимым;
менять содержимое коробки не реже 1 раза в 2 недели;
предлагать: показать или найти какой-то предмет, достать ложкой или щипцами, сортировать по определенному признаку, раскопать и закопать предметы, погрузить и выгрузить (для игр с мини-транспортом), слепить, построить или создать (например, пирожные или домики из песка, теста), использовать лопатки, ложки, грабельки, палочки, щипцы;
давать ребенку свободу в игре (пусть соединяет, ковыряет, разрушает, высыпает, раскручивает и разбирает или просто трогает и рассматривает);
напоминать: содержимое коробки остается в коробке во время игры.
Елена Томилина
Расскажите своим друзьям