Самара! Дети! Велосипед!

Интервью с организаторами проекта ВелоДети.РФ на тему увлечения велосипедом вообще и детского велоспорта в Самаре в частности.

 

 

 

 

Многие жители нашего города знакомы со спортивно-туристическим клубом ВелоСамара - кто-то сам совершает регулярные выезды в их большой дружной компании, у кого-то увлекаются велопрогулками друзья.

 

В этом году клуб ВелоСамара запустил большой проект ВелоДети.РФ. Если говорить в двух словах, ВелоДети – это организация детских мероприятий и продвижение вело-культуры в семьи.

 

Bebinca.ru: Для человека, впервые попавшего на сайт ВелоСамара, ваш клуб представляется чем-то грандиозным, по крайней мере по самарским масштабам – отчеты о сотнях мероприятий, тысячи пользователей на форуме и сотни тысяч сообщений. Как давно и как это все начиналось?

Михаил aka TopIce: Началось все это в 1999 году в Самаре с увлечения будущего президента ВелоСамара Валерия Студенникова горными велосипедами. Правда, тогда он еще не был  президентом и, наверное, даже не думал о создании клуба. Просто катался и пытался найти единомышленников – людей, увлеченными велосипедами, также как и он. Каких-то успехов эти поиски не приносили, пока однажды осенью 2002 года в районе Сорокиных хуторов ему не повстречались еще два таких же вело-активиста. Так началась история клуба. Первый велосезон открыли вчетвером. На закрытии велосезона-2003 было уже около 25 человек. Следующие два года стали знаковыми в истории клуба: влилось очень много новых людей, появилась идея организации официального клуба, чтобы можно было проводить сложные мероприятия, общаться со спонсорами. Потом открылся сайт velosamara.ru, ставший очень важным элементом клуба, его основным информационным ядром. На сегодняшний день в клубе уже более 1000 человек.

Светлана aka luc'ya: Это не так просто, как кажется со стороны – взять и открыть клуб. Это большая ответственность. Одно дело на форуме писать, а другое - вывести такую толпу на дорогу, организовать ее, проследить за безопасностью. Отчаянные ребята!

 

Bebinca.ru: Тогда еще не было социальных сетей, каких-то массовых инструментов интернет-продвижения. Как удалось такую небольшую команду превратить в настоящее движение, объединить такое количество людей?

 

Светлана: Думаю, что главным связывающим звеном стал велосипед. Ну а разрослось все благодаря не социальным сетям, а форумам. Там выкладывалось очень много полезной информации для человека, катающегося на велосипеде: маршруты, рекомендации по техническому оснащению и т.п. Даже если не пишешь, просто читая форум можно найти всю необходимую информацию.

 

Bebinca.ru: Если читать ваш сайт, складывается впечатление, что велосипедисты – какой-то особенный народ, очень продуманный: снаряжение приобретается после серьезного опроса мнений, детально прорабатываются маршруты, после каждого мероприятия пишется отчет. Велосипедисты действительно такой оплот ответственности среди российского разгильдяйства или это только видимость?

Светлана: Большая часть - очень ответственные. ВелоСамара  даёт такой настрой, что уезжая с природы, уже забираешь не только свой мусор, но и то, что оставили валяться до тебя, т.е. воспитание происходит именно в клубе. По поводу снаряжения - тут все просто: если недостаточно разбираешься, то есть у кого спросить. Люди всегда с удовольствием отвечают. Даже необязательно искать, достаточно завести тему на форуме.

Константин aka Dasler: Велосипед- это транспортное средство, безответственного отношения не прощает, так же как и туристическое снаряжение - это и твой дом, и безопасность, и здоровье, и удобство в походе. Приходится становится продуманным.

 

Bebinca.ru: Т.е. можно сказать, что клуб – это своеобразный инкубатор?

Светлана: В жизни мы все очень разные люди, но приезжая на какие либо мероприятия клуба или даже просто покатушку, смотря на других велосипедистов самому хочется быть более ответственным, более активным. Клуб в этом плане создает атмосферу из разряда «чисто не там, где убирают - чисто там, где не мусорят». Например, организаторы мероприятий обязательно предусматривают размещение мусорных пакетов по маршруту с последующим их вывозом. И такое отношение распространяется на всю деятельность.

 

Bebinca.ru: Есть еще в России подобные клубы или это Самарская Лука поспособствовала возникновению уникального явления? Может быть, есть какие-то особенности самарского увлечения велосипедом?

Светлана: Есть конечно. После Москвы  и Питера по массовости мы на 3-ем месте. Почти во всех крупных городах есть подобные клубы, но нам  есть, куда стремится. Меня, например, поражает Италия, Франция, где в велозаездах принимают участие несколько тысяч человек.

 

Bebinca.ru: А есть динамика, вы движетесь к уровню больших клубов?

Светлана: Да. Я сужу по открытиям-закрытиям велосезонов: несмотря на холод участие принимают очень многие. Те же детские покатушки – прогресс налицо, каждый год нас все больше и больше.

 

Bebinca.ru: Кстати, как вы себя идентифицируете и как называете? Имеете какое-то отношение к серьезному велосипедному спорту? Или это больше отдых? Вы спортсмены или туристы?

Светлана: У нас полный комплект. Есть спортсмены, среди которых и шоссейники, и те, кто занимается маунтинбайком. Очень много туристов и просто горожан, которые увлекаются велосипедами.

 

Bebinca.ru: Скажите пару слов о Ваших традиционных мероприятиях, которые проходят из года в год.

Михаил:  Это традиционные открытие и закрытие велосезона, «ночная городская», «ночная по Жигулям», марафон, велодетишник, велодевичник, мультиспортивные приключенческие гонки, проводятся спортивные велогонки, февер-поинт – что-то вроде дозора. Тоже очень интересное и увлекательное мероприятие.

 

 

Bebinca.ru: Не страшно ночью ездить?

Светлана: Мне страшно. Я никогда не пробовала. Но есть те, кому очень нравится. В ночную поездку велосипеды снаряжаются такими фонарями, что машины отдыхают. Конечно желательно иметь фонарик и на голове.

Михаил: Совсем не страшно. Наоборот, масса удивительных впечатлений. Ты едешь в группе, вокруг ночь, тишина. В том году мы к тому же устроили в рамках заезда фотосессию со всеми памятниками – было очень интересно. В этом году делали «круги почета» по площадям Самары.

 

 

 

Bebinca.ru: Можете дать групповой портрет ВелоСамары – возраст, пол, род занятий, образование?

Светлана: Винегрет полный. Группового портрета нет. И пенсионеры, и студенты, и дети. Всех объединяет одно – велосипед. Каждый у нас может найти подходящий маршрут и компанию для себя.

Константин: Конечно по городу еще очень много «диких» катается.

 

Bebinca.ru: Вы имеете ввиду тех, кто катается парочками по городу и за Волгой?

 

Константин: Народу много разного. Сразу видно, что они не «велосамарские» и на форуме не бывали – ездят неаккуратно, без шлемов, по переходам в седле. «ВелоСамарские» ездят по правилам и  за этим очень строго следят.

 

Bebinca.ru: Какие в Самарской области есть классические велосипедные маршруты? Например, самый популярный маршрут для чайника на выходной день? И самый сложный маршрут, куда новичку лучше не соваться?

Михаил: Если городской маршрут, то самый популярный – это до Лысой горы. Новинки, Гаврилова поляна, Шелехметь, Святой источник – это новички осилят. А вот в Ширяевский овраг новичку можно ехать только в сопровождении. Там сотовые телефоны не берут, можно легко заблудиться. В леса, где заканчивается асфальт, тоже не стоит ехать без сопровождения.

 

Bebinca.ru: Т.е. все дело в сопровождении, а не в уровне физической подготовки. Можно идти и на сложные маршруты, если ты в компании опытных товарищей?

Светлана: Нужно всегда смотреть на скорость, темп - «матрасный» или «лоси». Вот, например, «матрасный темп» - до 10 км./час осилит любой, 20-25 км./час – уже стоит подумать, не каждый потянет. На расстояние нужно обратить внимание. Ну и хороший велосипед, конечно. Это очень важный момент. На плохих китайских велосипедах лучше не ездить – вымотаетесь, устанете, не получив никакого удовольствия от поездки.

Михаил: Новичкам рекомендую ездить до Гавриловой поляны. Там пристань и в город можно добраться уже по Волге.

 

Bebinca.ru: Есть какой-то особый велосипедный юмор? Мы вот уже узнали о «матрасах» и «лосях».

Светлана: В жизни особого юмора, наверное, нет. Хотя, может быть, он просто менее заметен. На форумах его больше. Вот там часто шуточки встречаются.

 

Bebinca.ru: У нас сайт детской тематики и нам интереснее всего узнать о том, как дети участвуют во всей этой тусовке. С какого возраста детишки попадают в ваш клуб?

Светлана: Как начнут уверенно сидеть и смогут ехать в велокресле. Хотя тут все зависит от решимости родителей. Есть у нас в «ВелоСамара» семья, которая катается очень давно и регулярно. Они поставили рекорд, когда поехали с 6-месячным малышом.

 

Bebinca.ru: Как такой маленький ребенок перенес дорогу?

Михаил: Он почти все время проспал в сумке-кенгуру за спиной. Его гораздо больше утомила переправа обратно в Самару, т.к. там уже такого успокаивающего эффекта не было. В целом, ребенок был очень спокоен.

 

Bebinca.ru: Маленькие дети часто хотят есть, в туалет. Как в этом случае проходят заезды?

Светлана: Если говорить о детских покатушках, специально организованных для родителей с детьми, то там это все предусмотрено. Михаил часто ездит в таких поездках «замыкающим», т.е. следит за организацией поездки, безопасностью. Конечно, для человека опытного, привыкшему к хорошему темпу, такие поездки могут быть не очень интересными, а вот для родителей с детьми - самое то. А вот организовывать – это не отдых, а работа.

 

Bebinca.ru: Если среднестатистической маме показать фотографии самых маленьких детей, которых вело-родители везут в каких-то специальных велоколясках, реакция будет однозначная – скажет, что «чокнутые». Что возразите?

Светлана: Соглашусь, наверное, Конечно, отнесусь с пониманием к желанию родителей, но все-таки есть какие-то разумные сроки, когда ребенка стоит приобщать к вело-прогулкам. Если родитель сам хорошо ездит, ребенок уже хорошо сидит, то ничего страшного. Сейчас вело-кресла детские делают с отличной защитой, на голову обязательно шлем.  Повторю, что тут многое зависит от родителей. У нас есть мама, которая едет с ребенком в кресле, следит за группой и еще успевает делать снимки для фотоотчета. Ее не назовешь «чокнутой» – она уникум!

Михаил:  Велосипед это болезнь на самом деле, в хорошем смысле этого слова. Родители может понимают, что рано, но не могут отказаться от поездки. Тут важно подобрать правильное снаряжение, будь то кресло или прицеп чтобы не причинить ребенку вреда.

Константин: Когда все продумано и спланировано – ничего особо экстремального в этом нет. Многие наши сегодняшние велородители тоже поначалу сомневались, а теперь с нетерпением ждут выездов. А слово «чокнутые» у меня больше ассоциируется с родителем, бегущим в неположенном месте через шесть полос Московского шоссе с ребенком, а то и с двумя - вот только что наблюдал такую картину.

 

Bebinca.ru: Как попасть на специальный детский заезд, если когда-нибудь из наших читателей решится на что-то подобное?

Светлана: Это наши велодетишники. На форуме такие темы обычно создаются от имени пользователя «ВелоДети.РФ», а на велосипедах участников вы увидите флажок «Велодети». В таких группах и темп соответствующий, и остановки по требованию. Читайте анонсы. Там все указано: какая дорога, какое дорожное покрытие, длительность и сложность пути.

Михаил: Встречаются невнимательные, которые не читают анонсов и приезжают с ребенком на обычные маршруты. Но это свойственно больше новичкам.

 

Bebinca.ru: Это дорогое удовольствие - экипировать велосипед под езду с детьми?

Михаил: Для начала необходимо хорошее детское вело-кресло, стоит оно примерно 3000-5000 рублей. Как правило, когда ребенок подрастает, кресло передается  дальше «по наследству». Кресло заказывают в интернет-магазинах из Европы или Америки.  В наших самарских магазинах пока очень маленький выбор. Хороший велосипед для мамы 15 000. Плюс детский и взрослый шлем.

 

Bebinca.ru: Куда бы вы посоветовали прокатиться с маленьким ребенком в пределах нашего города?

 

Михаил: Набережная или другие пешеходные дороги, дворы. У нас в городе очень много «партизанских троп», о которых узнаешь со временем. Исследуешь окрестности возле дома, находишь маршрут под себя. Тут нужно уточнить, что велодетишники  - это организованные поездки с четкими правилами, проработанными маршрутами и организаторами. Тем, же, кто выезжает с ребенком в одиночку, стоит хорошо продумать маршрут и позаботиться о безопасности.

 

Bebinca.ru: С какого возраста ребенок сам может садиться за руль?

Светлана: У меня сел на двухколесный велосипед в три года. Это все-таки рано, поэтому учился он долго.

Михаил: Оптимальный возраст - 4-5 лет. В этом возрасте они садятся на двухколесный велосипед и едут. На трех- и четырехколесном можно и раньше. Тут многое зависит от ребенка.

 

Bebinca.ru: В советские времена мы пересаживались с трехколесного велосипеда на «Мишку», к которому пристегивались еще 2 колеса, потом на «Школьник», потом – «Каму», «Десну» или велосипед, называвшийся «Дорожным». Что сейчас изменилось с точки зрения техники для подрастающего поколения?

 

Светлана: Все тоже самое: трехколесный, потом четырехколесный, потом уже двухколесный.

Михаил: В плане уменьшения «колесности» все осталось по-прежнему. Изменились сами велосипеды. Если раньше ребенку покупали почти взрослый двухколесный велосипед, на котором он еле дотягивался до педалей, то сегодня можно подобрать велосипед под конкретный рост, что очень удобно.

 

Bebinca.ru: Можете назвать самые популярные модели велосипедов для самых маленьких и для школьников?

 

Михаил: Сейчас такое изобилие, что сложно посоветовать что-то конкретное. Есть популярные марки, есть подделки, которые берут из-за их низкой цены. Но мы не советуем экономить на качестве. Велосипед должен быть легкий и надежный, подобран под рост ребенка. Ростовка, вес, наличие переключателей – это основные критерии при выборе велосипеда для ребенка.

 

Bebinca.ru: Неужели маленькие дети уже пользуются переключателями?

Михаил: Да. Они, кстати, учатся гораздо быстрее взрослых и быстро схватывают суть.

 

Bebinca.ru: Чем вообще можно заняться ребенку на велосипеде, кроме поездок по парку? Есть ведь какие-то особые стили катания и особая техника? Или различные триалы - из области экстрима только для взрослых?

Светлана: Для родителей конечно лучше обычный, более безопасный вариант езды. Ребенок, увлекшийся триалом или BMX – это для нас страшный сон. Тем более, что это поколение помешано на экстриме. Не стоит воспринимать обычную езду на велосипеде как что-то скучное. Сейчас проводится множество соревнований, поэтому это далеко не просто езда на велосипеде. Сегодня, например, мы проводим детский велобиатлон.

Михаил: Ребенок уходит в триал или BMX все-таки позже, лет в 12-13. И тут от него уже требуется ловкость, сила. А в самом начале он просто учится ездить, ориентироваться.

 

Bebinca.ru: Вот мой ребенок впервые выезжает на велосипеде с детской площадки в «большой мир». Какие правила нужно ему усвоить для безопасного и приятного катания?

Светлана: Самое основное правило – ребенку до 14 лет на дороге не место, а я бы и дольше запретила. Одно дело в группе, где есть замыкающие и другие опытные участники велопрогулок, совсем другое – один на дороге. Хотя и в групповых заездах масса правил: соблюдать дистанцию, резко не тормозить. Если в общем, то самое первое - придерживаться правой стороны.

Михаил: Еще из основных: если обгоняешь пешехода, то лучше слезть и обойти. Если впереди идут родители с детьми,  то объезжать нужно со стороны родителей и максимально дальше, т.к. дети непредсказуемы, пешеходы часто ходят зигзагами и в самый неожиданный момент могут взмахнуть рукой.

 

Bebinca.ru: Есть что-то, что ребенку может дать только катание на велосипеде? Может, все-таки лучше отдать ребенка на плавание или в футбол?

Светлана: Для моего ребенка велосипед – это и средство передвижения, и досуг.

Михаил: Велосипед – это и физически нагрузки, которые тренируют сердце, общую выносливость организма, и одновременно отдых. Катаясь ребенок получает массу впечатлений - от общения с другими участниками, от преодоления пути, от красоты тех, мест, где мы проезжаем.

 

Bebinca.ru: Насколько перспективен велосипед как самарский транспорт будущих поколений? Превратится ли наш город в Пекин?

Михаил: Тут все зависит от места работы. Если есть место, где оставить велосипед, то да. Получается намного быстрее, чем  в той же маршрутке или автобусе. В последнее время часто говорят о строительстве таких велосипедных стоянок. Если удастся это сделать, то может быть и превратимся.

 

Bebinca.ru: Часто ли общение участников заездов переходит за границы «ВелоСамара»? Многие из вас дружат и общаются в обычной жизни?

Светлана: У меня много друзей, с которыми мы встретились на форуме, познакомились в поездках и продолжаем общение уже за пределами вело-прогулок. И это здорово! Обычно у всех давно сложившиеся компании, завести новых знакомых не так просто. А тут ты постоянно знакомишься с новыми интересными людьми, что в определенном возрасте сделать достаточно сложно. У нас, например, свои мероприятия по празднованию Нового года, которые мы называем «Новый год без памперсов». Если кто не знает, то костюм велосипедиста, снабженный защитной вкладкой называют в народе «с памперсами»

 

Bebinca.ru: Можете напоследок рассказать небольшую вело-историю, чтобы нам всем сразу захотелось забросить все свои дела и отправиться кататься?

 

Михаил: Историй на самом деле очень много. Каждая покатушка – это обязательно какая-то история. У меня, например, была курьезная ситуация с моей первой поездкой. Я купил велосипед зимой и очень ждал тепла, чтобы покататься. Я тогда уже знал о существовании клуба «ВелоСамара». Зашел на форум, посмотрел предлагаемые маршруты. Ближайший был до Тольятти: туда на электричке, обратно на велосипеде. Меня абсолютно не смутило такое расстояние, и я поехал. Так получилось, что в заезде участвовали тогда всего двое –организатор поездки и я. Трудно описать словами как все прошло. Особенно на подъезде к Самаре, где пришлось ехать в гору. После этого долго все болело, я ругал себя за эту затею и даже за приобретение велосипеда. Но через какое-то время усталость и боль прошли и захотелось опять в поездку. И так у большинства происходит. Наверно все дело вот в этом преодолении.

 

Bebinca.ru: Большое спасибо!

 

Подписывайтесь на информационную страничку Bebinca.ru в удобной для Вас социальной сети:  Вконтакте, Facebook, ЖЖ или Twitter и будьте в курсе последних обновлений на портале.

 

 


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему

Комментарии

Аватар пользователя Гордеева

До года ребенку нечего делать на дороге в открытом транспортном средстве. Даже с мамой, даже в супер-кресле.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • External links will be redirected to a page that tells the user that they are about to leave the site.