Подготовка к школе (Вальдорфский детский сад)

Воспитатель Вальдорфского детского сада Матвеева Ольга Алексеевна рассказала нашему порталу о подготовке к школе с точки зрения Вальдорфской педагогики и дала ценные советы для родителей дошкольников.

  - Ольга Алексеевна,в 60-70 годы проводились исследования, согласно которым 96% первоклашек того времени шли в школу с очень высоким уровнем мотивации к учебе. На сегодняшний день эта цифра снизилась до 83%. Как Вы считаете, возможно, все дело в неадекватно высокой нагрузке при подготовке к школе?   - Ни для кого не секрет, что фундамент для развития личности закладывается в первые 7 лет жизни. Нельзя в 4 года просто взять и начать ребенка готовить к школе. У него нет базы, он еще не совсем готов к абстрактному интеллектуальному мышлению. Подготовку к интеллектуальным занятиям ребенок должен проходить в игре. Именно в игре он копит тот опыт, который ему пригодится в жизни. Поэтому в Вальдорфской педагогике упор делается на то, сколько ребенок двигается, на то, с чем он играет. Какие действия он выполняет, развивая мелкую моторику. Существует три стадии развития детской игры, каждая из которых является незаменимой, ни одну нельзя пропустить. Все они – важные камни фундамента  дальнейшего образа жизни. В первой фазе, до 3-х лет, ребенок учится достигать своих целей. Если ребенок гуляет на улице, мы разрешаем ему манипулировать с землей, песком, водой, залезать на деревья – понятно, что это все происходит со страховкой педагога, но мы это позволяем. Активная физическая нагрузка формирует опыт мышления. Как ребенок сможет залезть на дерево, не понимая, куда ему поставить ногу, не понимая, куда ее затем опустить? Конечно, тут много интуитивного и инстинктивного, но затем это все переходит в область мышления. Во второй фазе с 3 до 5 лет ребенок учится решать свои задачи творчески. Человек творческий более мобилен, у него способность приспосабливаться к жизни гораздо выше. В этом возрасте ребенок активно реализует свое воображение. Часто можно услышать, что ребенку нужно развивать фантазию. На самом деле она у него уже есть, ее не нужно развивать, ей просто нужно дать свободу. Если мы будем маленького ребенка сажать за школьные парты и говорить – делай то, делай это, а вот это не делай, потому что это плохо, тогда у ребенка не будет свободы, он не сможет выражать себя. Свою фантазию он воплощает, именно когда свободно самостоятельно играет. Поэтому во второй игровой стадии между 3 и 5 годами ребенок создает мир заново, переделывает его. В этом периоде подготавливается почва для активной творческой деятельности во взрослом возрасте. В третьей фазе с 5 до 7 лет дети учатся свободно мыслить и осознавать взаимосвязи. Между 5 и 7 годами ребенок уже знает, чего он хочет, умеет воплощать свои желания. Если ребенок хочет стать капитаном на корабле, то он уже знает, как построить корабль, как собрать команду. Вот эта третья фаза переходит в такое качество детской игры, когда закладывается вполне взрослая способность ясно мыслить и сознавать взаимосвязи реального мира. А часто так бывает, что  ребенок в дошкольном возрасте лишен игры. Он уже ориентирован взрослыми на занятия, на решение интеллектуальных задач, которые он в своей жизни опытным путем – сам – еще никак не пережил. А если ребенку дать возможность играть, то ребенок самостоятельно будет решать те же самые задачи, что и в дальнейшем на подготовке и в школе. Возьмем, к примеру, игру с той же пирамидкой. Можно ребенку сразу показать процесс построения пирамиды, а можно предоставить научиться самому. Во втором случае сначала он будет ошибаться, делать неправильно, но продолжит пробовать и однажды поймет, что самые устойчивые, самые большие детали должны быть внизу, а самые маленькие – вверху пирамиды. Через эти пробы и ошибки к нему приходит его собственный опыт, а не тот, который ему навязываем мы. Тут возникает другой вопрос - во что будет играть ребенок, откуда он возьмет пищу для своих игр. Только из окружающего его мира.  Что же должно окружать маленького ребенка? Компьютер? Телевизор? Но они не предполагают действий, которые могли бы научить малыша жить. Куда полезнее съездить с городским ребенком на дачу – там можно вскопать землю, посадить семечку. Если будем ухаживать за всходами – получим плоды. Если говорить об идеальной среде, то это, конечно, деревня: здесь ребенок видит процессы, которые изначально сопровождают жизнь человека. Ребенку понятно, откуда берутся продукты, почему в комнате чисто. Ребенку очень важно видеть, как мама печет пироги, готовит суп, убирается. Нужно давать ему возможность и самому принимать посильное участие в этих действиях. Когда к детям придет их собственный опыт, они начнут воспринимать эту жизнь не как заученный алгоритм, не как компьютерную программу, а как место, где можно найти себя. Это очень важный вопрос – как найти себя. Сейчас молодежь даже в возрасте 25 лет не знают, кем они хотят быть. Но совсем другое дело, если у ребенка есть среда, где он познает мир опытным путем, где нет жесткого регламента, где он может свободно решать, чем заняться. Важно, чтобы любую задачу – будь то уборка квартиры или вышивание салфетки - малыш выполнял не потому что надо, а по собственному желанию, с энтузиазмом. Когда у нас есть этот энтузиазм, то мы можем преодолевать горы и пропасти, чтобы достичь того, что мы хотим.    -  Сегодня многие дети не имеют возможности ходить в муниципальные сады. А значит, вопрос дошкольной подготовки ложится на плечи родителей. Выходом часто служат частные развивающие центры. Но программы, которые они предлагают, бывают самые разные – некоторые из них включают в себя и музыку, и театр, и рисование. Человеку, далекому от педагогики (а таких большинство), сложно отделить правду от рекламы, желания продать свои услуги. На какие нормативы Вы опираетесь при подготовке детей к школе? Есть какой-то официальный перечень того, что должен уметь делать ребенок при поступлении в 1-й класс?   - В первую очередь ребенок должен быть социально развит, иметь навыки коммуникации. Должен уметь свободно общаться с ровесниками, задавать интересующие его вопросы учителю.    - Часто можно услышать, что ко 2-3 классу все детишки обладают примерно равными способностями, навыками – вне зависимости от того, как занимались с ними до школы, все выходят на примерно одинаковый уровень. А раз так, то зачем у ребенка отнимать детство – может, путь играет до школы, а там начинает учиться?   - В детстве ребенок должен играть. Именно в игре приходят к ребенку социальные способности, моральные ценности и умение концентрироваться. Может ли играть ребенок, не умеющий концентрироваться? Нет, мы в этом случае будем видеть, как ребенок носится по комнате и рушит все вокруг. Для того, чтобы играть, нужна концентрация. Она же потребуется ребенку и в школе. И если мы ребенку будем создавать нужную, правильную среду для игры, у него будет развиваться и способность концентрироваться, и творческие способности, креативность.    - Bebinca.ru: т.е. получается, что дети выравниваются в начальной школе только по конкретным навыкам, например, счету, письму. А способности концентрироваться, творчески подходить к решению задач поздно учить в школе, это задачи дошкольной подготовки?

 - Да, именно так.

 - С какого возраста имеет смысл начать заниматься с ребенком по каким-то программам? Может быть, есть особые программы для каждого возраста?   - Есть закономерности развития человека, на которые нужно обращать внимание в определенном возрасте. Ведь бессмысленно обращаться к новорожденному в люльке на языке логики, говорить «Перестань плакать». Мама должна интуитивно или с помощью врача найти причину беспокойства малыша. Мы сначала ищем причину, а потом создаем ребенку среду, в которой он не будет плакать. Так же и на следующем этапе: мы не можем, например, от 3-летнего ребенка требовать идеального умения накрыть на стол. Тренд раннего развития в последнее время утихает. Сейчас государство принимает новую программу ФГТ (Федеральных государственных требований к образованию). В ней сделаны акценты на то, что ребенок должен идти в школу, не умея читать и писать. Этому дети должны учиться в школе. Сейчас психологи, невропатологи работают со множеством детей, познавших путь раннего интеллектуального развития. Оно часто приводит к неврозам, к гиперактивности. Например, внимание ребенка хотят сконцентрировать на какой-то задаче, но если он не понимает в полной мере, что от него хотят, если ему не интересны занятия, мы получаем противоположный результат. Гиперактивность в этом случае – это попытка ребенка защититься от перегрузки. По поводу программ – сейчас, слава богу, есть выбор. Главное, чтобы  родители подошли к этому сознательно. Какие мы покупаем игрушки, чем мы кормим своего ребенка и как его учим – все это очень важно и подходить к этому нужно сознательно.    - Предположим, с ребенком активно занимались до школы и вот малыш идет в первый класс. Как обычно меняется его расписание? Часто говорят, что приходится бросать все прежние развивающие занятия, так как они не совместимы со стандартной школьной программой – правда ли это?   - Многие из существующих центров не согласовывают свои программы со школьным расписанием, с нагрузкой в школе, в результате чего получается разносортица. Ребенок, посещавший развивающий центр, испытывает стресс, встречая в школе совершенно иные требования. Самым оптимальным было бы ходить на подготовку туда, куда Вы собираетесь отдать ребенка для получения образования. Там занимаются педагоги, которые знают дальнейшую программу.    - Ранее развитие обычно подразумевает обучение грамоте и развитие каких-то творческих способностей. При этом спортивные занятия часто остаются за рамками развивающего подхода, считается, что обычной детской активности и так достаточно.   - Главное - не облекать занятие спортом в жесткую форму, предоставлять ребенку много возможность познавать основные двигательные упражнения во время игр – игры с мячом, бег, прыгание через скакалку, перетягивание каната. Если говорить о программе детского сада, то там на спортивных  занятиях есть определенные упражнения, которые посвящены основным видам движений. Но этим всем можно заниматься свободно, не загоняя ребенка в какие-то рамки. В обычных группах на физкультуре обычно занятия строятся жестко, детям приходится ждать очереди. А в нашем саду каждый день проводятся подвижные игры со специальным преподавателем. Но когда его нет, то дети сами собираются, считаются и играют. Раньше мамы отпускали детей во двор, где дети учились у старших детей играть во многие игры -  выбивалы, пятнашки, догонялки, казаки-разбойники. Через эти игры и приходила ловкость. Сейчас социальные условия нашей жизни совсем другие – понятно, что мы не будем отпускать ребенка во двор играть самостоятельно, до школы уж точно. Что делать в таком случае? Играть вместе с ними. А этого родители не делают. Считают, что как-нибудь, само собой все устроится.    - Многие просто не знают, как играть с ребенком. - Действительно, многие не умеют - играть для взрослого человека очень трудно. Проще всего посадить ребенка рядом с собой и сказать «давай сосчитаем сколько здесь палочек». Предметная мозговая деятельность присуща взрослому человеку. Взрослому человеку очень трудно мыслить вариативно, образно, придумывать различные сказки, истории. Отвечать на детские вопросы тоже трудно, т.к. они предполагают некую креативность, которую нужно в себе еще найти. Не каждая мама на своих каблуках пойдет играть с ребенком, да и пришедший с работы уставший папа тоже.    - Получается, что если говорить о занятиях спортом, то родителям нужно искать и выбирать ту программу, где больше творчества, меньше рамок?   - Да. Если мы говорим о силовых видах спорта, то чаще всего они подразумевают определенное мировоззрение. В этом случае мы втискиваем ребенка в рамки этого мировоззрения, тогда как малыш должен познавать эту жизнь, и очень постепенно формировать свой собственный взгляд на мир. Например, многие стараются отдать ребенка в ту же гимнастику, хотя там очень жесткие условия, потому что все направлено на получение результата. Кто-то из детей со слезами отказывается идти на занятия. А если ребенок уже поставлен в эти рамки и принимает эти условия, то что можно сказать о его нравственном внутреннем состоянии? Такие занятия не дают детям свободу, не дают возможность пережить рождение своего собственного движения, перемен.    - Считается, что занятия такими видами спорта формируют у ребенка способность преодолевать препятствия, стремление к победе. Это не самые последние качества в нашей жизни. - Да, но о творческой составляющей здесь речи не идет. Парадоксально, но ребенок, занимающийся художественной гимнастикой, слушает музыку, учится делать красивые движения, но делает это строго по фиксированному алгоритму, с серьезной нагрузкой на организм. Каждая балерина имеет определенные навыки, способности и умения. Но почему какая-то балерина становится знаменитой? Потому, что в ней не только эти профессиональные автоматизированные навыки, но и свое видение произведения, она умеет прочувствовать и донести свое видение до зрителя, а это – творчество.    - Излишняя нагрузка способна убить желание учиться у ребенка еще до школы, а значит, трудно будет и ребенку, и учителю. Как лучше всего организовать подготовку ребенка к школе? Какое количество занятий в неделю и какая длительность будет оптимальной?   - Однозначно не следует предлагать ребенку до школы школьную программу. Нужно предлагать ему то, о чем он спрашивает, то, что он сможет усвоить. Понятно, что ребенок может усвоить очень многое. Мне кажется, что дети - самые талантливые существа на земле. У них просто колоссальные способности, а мы, взрослые, часто этим злоупотребляем. Крайне важно учитывать детскую психологию восприятия. Когда мы даем ребенку проживать его впечатления, то он может глубже погружаться в тему. Когда мы ребенку даем новое, за этим новым еще новое, то он не успевает вникнуть, прочувствовать вопрос, и ему кажется, что в этой жизни нужно вот так скакать по верхушкам. Если мы не даем ребенку остановится, прислушаться к себе, глубоко погрузиться в тему, то как он может ее исследовать, как он может понять, что ему в этой жизни нравится?    - Дайте, пожалуйста, общий совет родителям, которые серьезно размышляют о вопросе дошкольной подготовки своего ребенка.   - Сознательно выбирать педагогику, в которой дальше хотят развивать детей. Знакомиться, ходить на занятия. Это нужно делать не перед школой, а раньше, даже если ребенок сидит дома. Также когда мы выбираем ВУЗ, то мы идем не в один ВУЗ, а в два, три, четыре, встречаемся с преподавателями. Получив новые впечатления, мы можем поменять свои оценки, забыть о том ВУЗе, в который хотели поступать изначально. Здесь то же самое. Пока мы не поговорим с реальными преподавателями, то живем исключительно своими представлениями о школах, гимназиях, лицеях. Нужно просто сходить и посмотреть, поговорить с людьми – это важно. Понять, на что та или иная школа опирается, и сказать себе: для своего ребенка выбираю вот это и по этим вот причинам. Главное - задать себе вопрос: каким человеком я хочу видеть своего ребенка. Часто родители считают, что основное – это хорошо зарабатывать. Но что за человека мы получим в таком случае? Программу, робота, успешно продвигающегося по карьерной лестнице. А является ли такое существование достойным статуса Человека? Я думаю, что нет.   Вернуться к "Правильной подготовке к школе"

Наталья Тилли


 

 


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • External links will be redirected to a page that tells the user that they are about to leave the site.