Многие мамы признаются, что им не хватает системности в занятиях с ребенком: им нужен ориентир, наставник и помощник в выборе программы развития ребенка. На помощь может прийти методика Марии Монтессори — итальянского педагога, врача, создавшей систему занятий с детьми, которую в 1988 году ЮНЕСКО включила в список 4 систем образования, определивших способ педагогического мышления в XX веке. О системе Марии Монтессори, области применения ее педагогики и о том, что для этого нужно — читайте в нашем материале.
За основу в занятиях и общении с ребенком предлагается брать самого ребенка, его индивидуальность и ориентироваться на его желания, потребности и способности в выборе материалов занятий. Иначе говоря, ребенок сам выбирает, с чем, как долго и каким образом он хочет заниматься, а родитель или педагог, наблюдая за поведением ребенка, выбирает те материалы, которые и будут окружать малыша во время занятий, являясь подходящими ему по возрасту, способностям, уровню развития и даже по росту и весу! «Помоги мне сделать самому» — вот основной принцип этой методики. Монтессори предлагает не сравнивать, не заставлять ребенка, не критиковать и даже не нахваливать его, а мягко предлагать позаниматься упражнениями с использованием определенных материалов (которые для ребенка выглядят как развлечения), объясняя в начале занятия их суть и помогая лишь в том случае, если ребенку это требуется, если он просит о помощи или если ребенок некорректно использует материал (возможно, ненамеренно или неосознанно), пытаясь испортить его или нанести вред окружающим.
Пожалуй, каждая мама стремится научить ребенка тому же, чему учит Мария Монтессори: самостоятельности и самообслуживанию, родному и иностранным языкам, знаниям об окружающем мире, арифметике… То есть вы, руководствуясь принципами педагогики Монтессори, можете обучать ребенка чему угодно, размещая материалы для обучения тому или иному умению в одну из 5 зон комнаты, на которые Монтессори подразделяла пространство и в своей школе (такие школы, к слову, теперь есть по всему миру):
практическая жизнь (обучение уборке, готовке, завязыванию шнурков, забиванию гвоздей и т.д.);
сенсорное развитие (всё, что связано с фактурами материалов, формами, запахами, вкусами и другими ощущениями);
математическая зона;
языковая зона;
зона «космоса» (естественные науки: биология, зоология, физика и т.д.).
Естественно, упражнения в той или иной зоне подбираются по возрасту: никто не станет учить оптике 2-годовалого ребенка, а упражнения по зоологии ограничатся, скажем, расстановкой фигурок животных по карточкам с их изображениями.
Существует два основных пространства для занятий по методике Монтессори: ваш дом и школа Монтессори (или детский сад, детский клуб по методике Монтессори). И в том и в другом случае пространство (детская, а может и вся квартира, а в клубах и садах — все пространство) делится на те самые 5 зон, в каждой из которых собраны упражнения (оборудование, игры), подходящие этой зоне по теме (где-то нужно самому просеять крупу или нарезать банан, а где-то построить из деревянных брусочков башню или просто потрогать разные виды ткани). Каждое упражнение, то есть материалы для него, лежат всегда своих местах — открытых стеллажах, на уровне глаз ребенка, на подносах или открытых коробках — и ребенок сам выбирает, в какой зоне и с каким материалом он будет играть. После игры ребенок возвращает материал на место в прежнем виде. Родитель (дома) или педагог (в клубе) наблюдают за игрой со стороны и помогают по просьбе ребенка или если видят затруднение в обращении с материалом. Если ребенок видит материал впервые, ему сначала показывают, как именно нужно делать упражнение, но это не исключает и собственные способы игры ребенком в дальнейшем. Материалы периодически меняются, и если дома вы можете сделать их сами и использовать для занятий любые предметы и игрушки, то в садах и Монтессори-клубах обычно используются в основном материалы, разработанные самой Марией Монтессори (розовая башня, коричневая лестица и т.д.). Все эти материалы можно купить в интернет-магазинах, но цены на многие из них неоправданно высокие, однако сделать такие самим из подручных средств тоже вполне возможно! Ну а фирменными материалами ребенок может пользоваться в Монтессори-клубе.
Отметим, что никто не заставляет вас отказываться от простых игрушек и привычных игр в случае, если вы решаете внедрить педагогику Марии Монтессори в вашу с ребенком жизнь. Вы всегда можете использовать ее ровно на столько процентов, насколько это комфортно вашей семье: играйте в кукол или катайте машинки, и в то же время оборудуйте ребенку «уголок самостоятельности» с тряпочкой и ведерком, с графином и стаканом и т.д., чтобы показать ему, что он может многое делать сам. Проанализируйте ваши обычные игры и распределите их по темам (зонам).
всестороннее развитие ребенка (развитие речи через сенсорику, развитие мышления и творческих способностей, развитие в сферах общих знаний);
обучение ребенка самостоятельности, аккуратности, сосредоточенности, уверенности в себе;
отсутствие давления и принуждения в обучении (ребенок сам выбирает упражнения);
развитие в игровой форме (в комфортной обстановке, с интересными материалами);
системный подход (пространство и поведение обучающего максимально продуманы и гармоничны);
использование упражнений, с которыми ребенок справится (в соответствии с его возрастом);
доступность материалов обучения (можно сделать все самим — из подручных средств);
готовая система обустройства пространства для игр дома и стиля общения с ребенком.
Продолжение следует…
Елена Томилина
Расскажите своим друзьям