Обучение чтению по методике Льва Толстого

Всем известный русский писатель Лев Толстой был еще и хорошим педагогом и создал свой метод обучения детей чтению. Этот метод перехода от букв к слогам, а затем и к словам очень логичный, систематичный и последовательный, и многие мамы наверняка интуитивно стали был обучать ребенка чтению именно так. Если и вы хотите сделать старт вашего ребенка в чтении легким для себя и для него, то возьмите за основу эту методику.

Лев Толстой

Когда и с чего начать

С момента приезда ребенка домой можно повесить у кроватки карточки с буквами, чтобы он мог рассматривать их, как только научится фокусировать взгляд на предметах.

В 7-9 месяцев малыш, стоя в кроватке или манеже, уже сможет дотягиваться до букв и указывать на них, а маме нужно будет называть букву, на которую указал ребенок (называйте только букву, без лишних слов и комментариев. Произносите её каждый раз, когда пальчик малыша указывает на букву: «А», «Б», «В» и т.д.

Совет: Сразу запомните: лучше называть буквы звуками: не «бэ», а «б», не «ка», а «к», не «эль», а «л»… Это облегчит дальнейшее составление слогов из букв.Уже потом вы сможете рассказать ребенку, что у букв, как у людей, есть полные имена («Ща», «Ка», «Вэ»), и имена, которыми их зовут среди других друзей-букв, т.е. «щ», «к», «в»… Совсем как «Дарья-Даша»!

Первым делом — буквы

В  1 год - 1,2 месяца попробуйте использовать карточки с буквами. Наверняка, к этому возрасту малыш уже запомнил внешне какие-то буквы, а значит если вы разложите их перед ним или в другой комнате и попросите дать вам знакомые ему буквы, то он выполнит это задание. Постепенно увеличьте количество материалов для занятий: можете купить магнитную азбуку, картонные или мягкие буквы, трафареты букв и кубики с ними. Стоит обратить внимание и на знакомую нам кассу букв и слогов – набор карточек, вкладывающихся в подвесные кармашки. Теперь можно просить показывать знакомые буквы и на новых материалах, а также использовать любые бытовые ситуации для повторения и закрепления – показывать малышу буквы на вывесках, на журналах и обложках книг, словом, везде, где вы сможете придумать. Любые игры с участием букв приветствуются!

Обучение чтению

Слагаем слоги

Вы заметили, что изучение букв завершено: вам обоим — маме и малышу — уже скучно рассматривать буквы, ведь ребенок определяет каждую из них безошибочно? Пора переходить ко второму этапу — слогам. Начните с двухбуквенных открытых слогов (согласная+гласная), меняя каждый раз лишь одну букву, а вторую оставляя неизвенной: «ба-ва-га-да-жа…» , «ба-бу-бо-бэ…». Назовите слог сами, а потом вместе с ребенком повторите нараспев.

Как только двухбуквенные открытые слоги изучены, приступайте к изучению двухбуквенных закрытых слогов (гласная+согласная), когда «ротик в конце произнесения такого слога закрывается». Произносите слог медленно и четко: «аб, ав, ар, ат, ам». Читая слог на бумаге, водите пальцем вдоль читаемых букв.

Затем последуют трех и четырехбуквенные слоги, которые (о чем расскажите ребенку) иногда могут быть самостоятельными готовыми словами: «ком, дом, рост…».

Совет: если ребенок готов миновать этап слогов, желая перейти от букв к словам — не сдерживайте его, ведь слоги это палочка-выручалочка, которая нужна не всем детям!

Дорогу слову

Слоги изучены, и теперь их можно складывать в слова, а слова — наоборот — делить на уже известные слоги, что является очень полезным  умением, заставляющим ребенка анализировать слова, создавать целое и выделять частное.

Поиграйте с ребенком: меняя лишь одну букву в слове, создавайте новые и новые слова: «Кот-коЛ-коМ-Лом-Сом…», «Кошка-Мошка-моЙка-мойВа…». Предложите ребенку менять то одну, то другую букву в каждом последующем слове, чтобы получались существующие в русском языке слова. Такие игры станут отличной тренировкой и самым настоящим обучением чтению, знакомству со все большим количеством слов. Играйте в «балду» и «эрудита», чтобы расширить словарный запас и закрепить достигнутые успехи.

Обучение чтению

Чтобы идти было легче помните

выбирайте буквы на карточках с четким, легко узнаваемым начертанием, а буквы в книгах должны быть написаны крупным шрифтом. Первые книги для самостоятельного чтения не должны содержать много текста;
оставьте изучение букв «й», «ь», «ъ» и  йотированных «е-ё-ю-я» на потом, чтобы не путать ребенка. Если возникнут вопросы — объясните разницу между «ъ» и «ь», расскажите об их функциях в словах. При изучении остальных букв в слогах повторяйте звуки по очереди, а затем слог полностью: «м…а… ма»;
читайте ребенку сами, даже если он уже научился читать. Читайте и стихи и прозу, и рассказы, и повести, и потешки. Большие книги читайте только вместе. Посадите ребенка рядом с собой поудобнее, держите книгу так, чтобы ребенок видел и текст и картинки. Обсуждайте тексты и иллюстрации и главное — выбирайте интересные вам обоим книги.

Елена Томилина



Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему