Большинство родителей знают, как важно уметь организовать свое время — составить список будущих дел, оценить, сколько понадобится времени и сил для их воплощения, расставить приоритеты, выбрать самое важное и т.д. Это умение помогает быть точным, собранным и целенаправленным. Чтобы вырасти таким организованным взрослым, осваивать полезные навыки нужно начинать с самого детства. Лучше всего — в начале учебного года, когда очень важно поставить на рельсы процесс воспитания, развития и обучения.
Рассказать ребенку о том, что есть такое понятие, как время, которое постоянно куда-то идет сложно. Гораздо проще — показать на примере каких-то событий. Части суток, дни недели и времена года лучше всего показывать на примере регулярных активностей (чистим зубы, завтракаем, идем на прогулку, встречаем папу с работы и т.д.), каких-то дел (во вторник — у нас бассейн, по субботам — походы к бабушкам) или событий (летом едем на море, осенью — празднуем твой День рождения, зимой отмечаем Новый год и т.д.). Избегайте абстрактных примеров. Лучшая демонстрация времени — действия самого ребенка, его личный опыт. Не забывайте о книгах или мультфильмах — обращайте внимание ребенка на действия персонажей в связке с отрезками времени. Чаще упоминайте их в своей речи и задавайте наводящие вопросы.
Оптимальный вариант показывать временные отрезки или планировать дела с помощью календаря, где выделены будни и выходные. Очень важно знакомить ребенка с понятием вчера-сегодня-завтра. Здесь без визуализации не обойтись. Простейший вариант — передвигать маркер текущего дня на календаре, отмечая при этом течение времени с помощью закрашивания прошедших дней.
Еще одна важная задача — научить ребенка чувствовать время. Для этого подойдет обыкновенный будильник, также многие дети любят песочные часы. Начинайте с малого — например, засеките, сколько игрушек можно собрать за 1 минуту, а сколько за 5. Постепенно ребенок научится соотносить свои возможности с конкретными промежутками времени. Кстати, многие родители отмечают, что дети гораздо быстрее собираются или выполняют какое-то задание, если подключать таймер.
Приучайте ребенка к самостоятельным сборам с помощью шпаргалок — проиллюстрированных списков, что именно нужно одеть или собрать в рюкзак. Первое время понадобится ваше активное участие, затем — только контроль.
Отведите отдельные коробки для одежды для сада/школы, дома и сна. Речь идет о той одежде, которая используется в текущий момент. Пришли домой — положили одежду в первую коробку, взяли домашнюю из второй, позже переоделись в пижаму из третьей. Каждый вечер ребенок (сначала с родителями, потом самостоятельно) — определяет что отправляется в стирку, достает одежду на замену из шкафа или комода. Это отлично тренирует навык сортировки, приучает следить за своей одеждой. Еще один важный момент —одежда в шкафу или комоде также должна быть отсортирована с помощью коробок или других органайзеров (отдельно трусы/носки/майки и т.д.) Вместо тематических ежедневных коробок можно использовать вешалки, полки в шкафу — главное прикрепить соответствующий маркер или наклейку-символ.
Выделяйте среди своих дел ежедневные обязательные, еженедельные, периодически повторяющиеся. К первым относятся так называемые утренние и вечерние рутины — умывание, уборка кровати, завтрак, сборы в сад/школу и т.д. К остальным посещение секций, походы на различные праздники, Дни рождения т.д.. Ежедневные дела лучше оформлять отдельным списком, остальные отмечайте в календаре на месяц. Для этого создайте свою систему обозначений. Походы в бассейн можно отметить картинкой с изображением рыбки, занятия в развивающем клубе — книжкой и т.д. Дети очень любят наклейки — сделайте их частью вашего календаря.
Если для малышей списки дел чаще всего схематичные, то школьников младшего возраста нужно учить именно планировать свое время. Для этого нужны календари с почасовой разбивкой. На нем красными линиями можно отметить период времени, когда ребенок находится в школе или время, после которого нельзя смотреть телевизор, играть в активные игры и т.д. Большинство детей выбирает активность, подгоняя дела под оставшееся время. Ваша задача — приучить планировать. Тут еще один важный момент, который пригодится ребенку в будущем — учитывать время суток и свой природный режим. Для кого-то активность вечером — вполне обычное дело, для других же все активности лучше планировать на первую половину дня. Обращайте внимание, когда план и факт не совпадают. Вместе с ребенком исследуйте причины и ищите пути решения.
Этот пункт относится к более взрослым детям. Речь идет о тех ситуациях, когда много дел, а времени мало. Или есть несколько вариантов развития событий и ребенку нужно сделать выбор. Специалисты советуют начинать с вопросы «чего ты хочешь?», только после этого нужно определяться с конкретными действиями. Например, ребенок хочет пойти погулять и совсем не хочет делать домашнее задание. Такие ситуации будут встречаться сплошь и рядом на протяжении всей жизни, меняя только форму. Задача родителя — научить ребенка слышать себя, учитывать последствия и искать пути решения.
Показывайте ребенку примеры планирования и самоорганизации на своем примере — процесс приготовления еды или стирки, покупка подарков, одежды и т.д. Разбирайте ситуацию с пристрастием: что мы хотим получить в результате (суп), сколько времени нам для этого нужно (2 часа), есть ли у нас такое количество времени (да), что для этого понадобится (перечень продуктов), что мы будем делать в первую очередь, а что во вторую и т.д.
Расскажите своим друзьям