Игровая методика раннего развития Никитиных известна в России и за рубежом. Супруги Борис и Лена Никитины были родителями семерых детей, то есть все свои педагогические и воспитательные изыскания в первую очередь опробовали внутри своей семьи. В чем особенность этого подхода к детскому развитию и с каких игр стоит начинать знакомство с методикой?
Пик популярности никитинской системы детского развития пришелся на 70-е-80-е годы прошлого столетия: тогда книги этих педагогов-практиков расходились миллионными тиражами, а сами они выступали на крупных лекциях. Позже о Борисе Павловиче и Лене Алексеевне Никитиных узнали за рубежом: истоками «сознательного родительства» прониклись семьи в Японии, Германии и других странах.
Примечательно, что сами Никитины свою систему воспитания и образования детей системой вовсе не считали, они лишь стремились, по их собственным словам, создать для детей «творческую и здоровую среду» для всестороннего и гармоничного развития. В основе их взглядов — не только педагогические концепции других ученых (например, Марии Монтессори), но и ценный практический опыт воспитания семерых, помноженный на здравый смысл и традиционные подходы к физическому воспитанию детей.
Взгляды супругов Никитиных на физическое развитие детей можно обозначить основным принципом естественности и близости к природе — сегодня эти идеи близки многим родителям и отражены в разных концепциях, например, в теории «естественного родительства». В самом процессе воспитания и развития детей Никитины использовали очень емкий термин — «раннее начало». По мнению педагогов, в каждом ребенке с рождения заложены самые разные способности и с младенчества они находятся в очень тесной связи, так что развитие одних умений и навыков автоматически ведет к совершенствованию других. Иными словами, активное физическое развитие (ползание, хождение, плавание) ведет за собой навык речи и стремление к исследованию, а, значит, задействует и интеллектуальные способности. Главное — создать насыщенную и интересную домашнюю среду, в которой ребенок сам сможет развиваться. Роль родителей в этом процессе — лишь сопровождать ребенка на его пути к познанию и развитию, без давления и, тем более, насилия.
Что формировало ту самую насыщенную среду для детей самих Никитиных? Известно, что в их доме были обширная библиотека, географические карты, математические таблицы и таблица Менделеева и, конечно, разнообразные развивающие игры, созданные заботливыми родителями.
В развивающих играх Никитиных особое внимание уделяется феномену раннего интеллектуального развития. Любопытно, что сам Борис Никитин был убежден, что детский сад и школа (естественно, он оценивал современные ему учреждения) губят все творческое начало в ребенке, поэтому для родителей так важно дать своему чаду максимум еще до начала периода детской социализации. У педагога даже была гипотеза о «НУВЭРСе» — необратимом угасании возможностей эффективного развития способностей, он верил, что с возрастом ничем не подкрепляемые детские таланты сходят на нет.
Игры Никитиных направлены на развитие детской памяти, внимания, логических и математических способностей, а вместе с ними — воображения и творчества. Сами авторы называли свои разработки «спортивным комплексом» для ума и развития творческих способностей, однако признавали, что без деятельного участия взрослого такая игра невозможна. С играми Никитиных детей советуют знакомить постепенно, по одной. Борис Никитин рекомендовал выдерживать между играми паузу от недели до месяца.
Каждая игра представляет собой набор задач, который необходимо решить, располагая определенным материалом (кубики, кирпичики, квадраты, детали конструктора и др.). Задачи в играх представлены в рисунках, схемах, письменных инструкциях — то есть, получая конкретную задачу, ребенок знакомится с разными формами ее передачи. Основной принцип в расположении игровых задач — от простого к сложному, эта логика понятна детям и способна увлечь их внимание. При этом самые сложные задачи посильны только взрослым: для ребенка, познающего мир через игру, этот факт тоже очень показателен, а родителям позволяет «оставаться на одной волне» с играющими детьми, находя собственный интерес в игре. Важно, что авторы методики запрещали родителям подсказывать ребенку правильное решение задачи или намекать на него. Именно поэтому Борис Никитин говорил, что одна игра может занимать ребенка неделями или месяцами: на решение поставленных задач людям требуется разное время.
Даже те, кто ни разу не слышал о системе никитинских игр, наверняка видели самую известную их игру — кубики Никитина. Называется игра «Кубики для всех» и учит мыслить пространственными образами, комбинировать целое из частей, разбираясь при этом в тонкостях графического чертежа. Одна из задач — уложить все семь кубиков в единый куб, при этом существует несколько десятков способов сделать это. Возможностей сочетания деталей и создания различных пространственных моделей — множество, и далеко не все они описаны в инструкции! То есть, увлекаясь миром кубиков и их расположения относительно друг друга, ребенок учится самостоятельно создавать новые комбинации и объемные фигуры.
Другая популярная игра — «Сложи узор» — также основана на умении соединять кубики в узоры. В комплект входят 16 кубиков, все шесть граней каждого из них окрашены по-разному в четыре цвета. Такой внешний вид материала позволяет создавать из него огромное число вариантов из разных цветов (в одном узоре могут быть представлены четыре цвета), а сами узоры напоминают угадываемые контуры предметов и картин. Интересно, что сегодня родителям доступна информация не только о том, где купить заготовки для этой игры, но и о том, как сделать игру своими силами. Это делает методику Никитиных еще доступнее и дает дополнительный стимул для совместного творчества с детьми. Известно, например, что самому Борису Никитину его собственные дети помогали с окрашиванием кубиков и подготовкой других игровых материалов.
Помимо распространенных игр Никитиных с кубиками, кирпичиками и частями единого целого (игра «Дроби») в методике есть популярные игры на развитие творческого мышления и воображения. Одна из самых простых и любимых детьми игр — «Обезьянка». Все, что понадобится, — два кубика для взрослого и два — для ребенка. А затем начинаем играть: взрослый производит действие с кубиками, сопровождая его движениями и, возможно, мимикой или звуками. Задача ребенка — повторить произведенное взрослым действие, копируя его, как обезьянка. Игра учит перенимать движения, взаимодействовать с предметами, быть внимательным и творчески активным — именно такими мечтали видеть всех детей педагоги Никитины.
Татьяна Гольдина
Расскажите своим друзьям