Почему ребенок стесняется? Как помочь ему стать более раскрепощенным? Эти вопросы волнуют многих родителей. Мы обратились за консультацией к психологу детского поликлинического центра «Косма» Евгении Шпунтовой.
? В чем особенность застенчивых детей?
? В первую очередь необходимо разделить понятия «застенчивости» и «замкнутости». У замкнутого ребенка отсутствует потребность во взаимодействии с окружающими людьми. Из-за этого «страдают», скорее, родители такого малыша: в попытках хоть как-то социализировать его они ровным счетом ничего не добиваются. Застенчивый же ребенок испытывает потребность в общении, знает, как это делать, но не применяет собственных знаний в реальной ситуации. Даже самая простая житейская задача – подойти к другому ребенку, попросить игрушку, включиться в игру – для застенчивых детей становится неразрешимой. Это дети, которые не могут проявить, выразить свои эмоции во внешний мир, все эмоциональное действие разворачивается внутри. Отсюда возникают аутоагрессивные или невротические проявления в поведении (тики, навязчивые движения и т.д.). Личностная особенность застенчивых детей заключается в том, что каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание в большей степени сосредотачивается на том, как его действия оценят значимые взрослые. Этим объясняется отказ от деятельности, отказ от общения, в маленькой голове формируется связь – «нет действия – нет неудачи» или «ни с кем не общаюсь – никто не обидит». При этом, повторюсь, желание общения присутствует, его блокирует страх неудачи, собственной несостоятельности. Именно поэтому застенчивые дети в группе тихие, ведомы более активными сверстниками, послушные, со стороны кажутся бесчувственными.
? Не секрет, что само состояние застенчивости в определенных ситуациях доставляет ребенку дискомфорт. Например, некоторые родители заставляют ребенка показывать свои умения перед родственниками и друзьями, демонстрируя его успехи. Как это может повлиять на ребенка?
? Застенчивого ребенка не следует заставлять общаться или демонстрировать свои умения на радость родителям. Это замкнутый круг: родитель просит прочитать стишок, демонстрируя свои ожидания относительно будущего Лермонтова, ребенок, пытаясь эти ожидания оправдать, старается, волнуется, запинается (или отказывается читать вовсе). От родителя следует: «А как ты вчера хорошо этот стишок рассказывал!». То есть ребенок, уже как бы себя не повел, чувствует, что он не оправдывает ожидания, чем только усиливается тревожность, которая развивается при нарастании внутренней напряженности, внутреннего конфликта. Ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.
? Можно ли как-то помочь стеснительному ребенку?
? Безусловно. Родителям такого ребенка необходимо обратиться к специалисту. Психолог может помочь в коррекции эмоциональной сферы. Чтобы родителям самим помочь застенчивому ребенку, необходимо знать несколько правил:
Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.
Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка; сосредоточьтесь на похвале, принятии.
Стимулируйте (не равно «заставляйте») в быту разностороннее общение: в магазине, с друзьями и т.д.
Позвольте ребенку играть с младшими детьми, даже если он копирует их «детское» поведение – это комфортная для него обстановка.
В общение со сверстниками включайте ребенка постепенно, лучше посредством третьего лица, которым может стать воспитатель, брат,сестра, другой ребенок.
У ребенка должен быть обязательный минимум «важных» дел, которые он выполняет самостоятельно, без контроля взрослого.
Катерина Попова
Подписывайтесь на нашу рассылку:)
Расскажите своим друзьям
Комментарии
Добавить комментарий