Детские епархиальные образовательные центры в Самаре

Легко ли будет в современном мире подростку, воспитанному в смирении? Как сочетаются прогресс современных технологий и мировоззрение, которому более 2000 лет? Что такое детский епархиальный образовательный центр и можно ли отдать туда ребенка неверующим родителям? На вопросы Bebinca.ru сегодня отвечают представители Детского центра при храме во имя апостолов Петра и Павла г.о. Самара.         Иерей Константин Кокорев: 27 лет, клирик прихода во имя апостолов Петра и Павла г.о. Самара, духовный наставник детского центра, проводит занятия с родителями. Алексей Пецин: 28 лет, сотрудник Некоммерческого фонда «Детский епархиальный образовательный центр». Виктория Балановская: 24 года, руководитель Детского центра при храме во имя апостолов Петра и Павла г.о. Самара. Оксана Андреева: 31 год, преподаватель основ православной культуры в Детском центре при храме во имя апостолов Петра и Павла г.о. Самара. Bebinca.ru: Родители современных малышей – поколение 90-х, т.е. люди в большинстве своем материально-ориентированные и далекие от Церкви. Очень трудно представить, что что-то может заставить их отдать детей в руки православных учителей. У Вас есть целостная стратегия своего продвижения в этой среде? Какие возможности Вы используете для этого? [caption id="attachment_669" align="alignleft" width="154" caption="Алексей Пецин"][/caption] Алексей Пецин: Разработкой отдельных стратегий для разных возрастных категорий родителей, а также бабушек, теть и дядь мы, естественно, не занимаемся. Основная идея, которая привлекает людей, – возможность занять ребенка в свободное от школы время. Причем, как вы уточнили в вопросе, материально-ориентированные родители с радостью отдают своих чад на воспитание в наши центры, в том числе и из-за отсутствия плат, взносов и сборов за обучение.   Иерей Константин Кокорев: Не могу согласиться, что дети 90-х далеки от Церкви. Очень часто это ищущие люди: они уже знают советскую идеологию лишь понаслышке, многие из них росли достаточно одинокими (есть, конечно, дети врачей или учителей, которые сделали все, чтобы их дети выросли людьми, но большей частью это молодые люди, предоставленные сами себе). И эти молодые люди очень хотят доверять. Чем больше мы слышим с экранов телевизоров или интернет-статей грязи о Церкви, о её коррумпированности, о том, что там не заботятся о простых людях, тем больше у молодёжи появляется интерес – проверить, правда или нет. Дети 90-х – это поколение «доверяй, но проверяй». И приходя в центр, они видят настоящих православных людей, они видят настоящую, неподдельную заботу и любовь. И начинают доверять Церкви. Уверен, что лучший способ привлечь внимание людей – это быть настоящим христианином, делать честно и открыто свое дело. [caption id="attachment_512" align="alignright" width="150" caption="Виктория Балановская"][/caption] Виктория Балановская: Я бы сказала, поколение 80-х, т.е. мое поколение, появилось на свет в момент крушения идеалов. В начале 90-х, когда возник сумасшедший бум как разврата и воровства, так и возврата запрещенной литературы и веры, мы только входили в мир. И перед нашими родителями стоял вопрос, как нас воспитать, когда нет идеалов, когда все позволено… И по сути, мы были первыми, кто после советской определенности начал искать свой путь в неизвестном мире. Но когда человек на самом деле ищет, он в конце концов придет к Богу. Поэтому, мне кажется, не вполне корректно говорить о современных родителях как о людях, далеких от Церкви и не желающих туда детей вести. Сейчас наоборот, в храме все чаще можно видеть молодых родителей с маленькими детьми. При этом многие приходят в храм именно через детей. А стратегия… она вырабатывается постепенно. Сейчас невозможно что-либо продвигать без использования интернета, рекламы – стараемся не отставать от времени. Одним из первых моих шагов после открытия Петропавловского центра было именно создание собственного сайта и продвижение его в сетевых справочниках. Чтобы люди, в церковь не ходящие, имели шанс узнать о нас из привычных им средств оповещения.   Bebinca.ru: Большинство родителей было бы не против, если бы их детях рассказывали о православии как об одной из точек зрения, как об историческом учении. Но явное отторжение у них вызывает мысль, что христианство будет преподаваться как единственно верное учение. Концепция православного образования, которую предлагаете Вы, – скорее, мягкая и осторожная или ортодоксальная, с монополией на истину? [caption id="attachment_509" align="alignleft" width="133" caption="Константин Кокорев"][/caption] Иерей Константин Кокорев: Смело можно сказать, что концепция преподавания Православия – очень мягкая. Совершенно не навязчивая, с любовью и уважением. И я уверен, это и есть настоящий Православный подход. Конечно, Христос – Бог, Христос – Воскрес, и это истина, это Откровение Православия. И если в конце концов ребенок скажет: нет, не нашел я Бога в Церкви, не нравится мне, и пойдет по пути какой-нибудь страсти, то никто его держать не будет, заставлять или привязывать человека ни в коем случае нельзя. Но в то же время нельзя сказать, что Православие – одна из многих религий. На мой взгляд, это единственная религия, в которой Бог остался самой главной ценностью. Это очень легко проверить: вот убери из любой другой религии «бога» - будь то Аллах у мусульман, или даже христианское католичество – и на самом деле эта религия будет хорошо функционировать и без Бога. Бог, конечно, там упоминается, о Нём говорят, но ни в одной религии никто и никогда не полагается на Бога больше, чем на самого себя (к сожалению, и православные нередко грешат этим – они тоже дети современного общества, но по крайней мере здесь сама Церковь не дает уйти в самоволие, заставляет постоянно обращаться, доверять Богу). Если в Православии убрать Бога, то всё разрушится, Церкви будут пусты. Люди приходят в Церковь, конечно, с совершенно разными целями, но находят здесь Бога. И в этом цель центра – помочь детям обрести Бога. Найти свой путь в Боге. А здесь никакой манипуляции быть не может и не должно. Иначе произойдет подмена – вместо Бога учитель будет пытаться передать свою собственную мудрость. Самого себя. А дети очень чувствительные. Они обязательно почувствуют обман. Виктория Балановская: Мы, разумеется не даем православие как одну из точек зрения. Было бы странно, находясь на территории православного храма, проповедовать другие религии. Но при этом мы никого из приходящих к нам не принуждаем ни идти в церковь, ни посещать предмет «Основы православной культуры». Каждый сам для себя решает, зачем он у нас – получить ли светские навыки или познакомиться ближе с религией и культурой православия. [caption id="attachment_513" align="alignright" width="138" caption="Оксана Андреева"][/caption] Оксана Андреева: Православие – одна из самых демократичных религий мира, а не тоталитарная секта. Основа православной религии – Любовь. Любовь истинная, созидательная, делающая человека свободным истинно, а не ложно, укрепляющая общее здоровье человека. Православие учит думать, а не слепо следовать чужой воле. Православное христианство основало нашу страну – Россию. Не знать истории православной культуры - значит не знать истории своего Отечества, общества и семьи.   Bebinca.ru: Многим родителям христианство представляется чем-то мрачным и тоталитарным – это распятие, мучения, загробная жизнь, запреты. Общий образ православной церкви не слишком веселый: нищие бабушки, просящие милостыню, бородатые фигуры в черном и т.д. Все это не очень вяжется с картиной веселого счастливого детства, концепцией «живи и радуйся». Как эти два образа совмещаются в рамках Ваших программ? Иерей Константин Кокорев: Эти образы присутствуют исключительно в глубоко светском сознании, образ Церкви, как чего-то мрачного, тяготеющего к смерти, очень быстро и легко рушится от нескольких искренних посещений храма. Или общения с настоящими Православными людьми. Подобное отношение к Церкви – это ложное отношение, стереотип. А Церковь необходимо разрушает все стереотипы, Христос заставляет человека мыслить, заставляет человека жить. И поэтому особенных стараний для разрушения этого стереотипа не нужно. Он развеется сам собой. Алексей Пецин: Мрачность можно просматривать в любой вере. Терроризм в мусульманстве, самоистязание в буддизме и т.д. При желании список можно продолжать до бесконечности, а негатив искать во всем. Другое дело, что можно изменить формулировку вопроса: распятие рассмотреть как муку Одного во благо целого народа, загробную жизнь как вечность существования жизни души, запреты как воспитания воли и силы, милостыню как помощь и улучшение материального благополучия ближнего, бороду как величие, солидность, опыт, черное одеяние как повседневное (напротив, в праздники – красивые цветные наряды). Дети, которые приходят в наши центры, благодаря грамотным формулировкам и разъяснениям квалифицированных наставников понимают эту разницу во взглядах. Виктория Балановская: Очень спорной мне кажется вообще фраза о «веселом счастливом детстве». У нас сейчас дети брошены зачастую при живых родителях. И это не только в детдомах обитающие, но и живущие с папой-мамой. Потому что современным родителям часто просто не до детей: они или деньги зарабатывают, или с компьютером общаются, а дети – обуты-одеты и ладно. Поэтому не такое уж сейчас у них и счастливое детство. Оксана Андреева: Христианство – это религия восхождения от земли к Небу, от зла к Добру, от незнания к Знанию, от рабства к Воле. Образ православной церкви не веселый, а радостный, манящий своей культурой: изобразительным искусством, пением, музыкой, архитектурой, праздничными красками и обрядами, поэзией и наукой.   Bebinca.ru: Легко ли будет в этой жизни, построенной на эгоизме и погоней за богатством, подростку, получившему православное образование? Ведь главная христианская добродетель – смирение, а главная светская ценность – эго. Не должно ли образование помогать человеку адаптироваться в современной жизни, а не усложнять ее, когда условия жизни заставляют идти поперек духовных убеждений? Иерей Константин Кокорев: Это главное и глубочайшее заблуждение людей светских. Можно сказать, очередной стереотип о Православии – что дети вырастают забитые, ни на что не способные. Конечно, основная добродетель – смирение, но мы помним слова Христа: «Будьте просты как голуби, но мудры как змеи» (Мф. 10:16). Вот настоящая мудрость Христа, вот, что отличает настоящего Христианина. Он прост, он никого не обманет, но и его обмануть очень-очень сложно. Как говорил Иоанн Златоуст: «Лучше бы христианину обмануть, чем быть обманутым». Человек, соединившись с Богом, причастившись Тела и Крови Христа, мыслит совсем по-другому. Ему помогает Сам Господь, ведет его, поддерживает и наставляет. Смирение – это не забитость, как принято считать в миру. Смирение – это глубочайшая мудрость. Именно поэтому Христос и говорит, что вы будете гонимы – именно из-за мудрости, из-за проницательности. Христиан ненавидят и боятся именно потому, что они мудры в Боге, видят свои грехи и ошибки и моментально стараются их исправлять. Вот к чему призывает истинное христианство. А человек, который старается не совершать нелепых ошибок и если совершает, то тут же кается и исправляется – именно такой человек сможет чего-то добиться. В любое время, тем более в наше. Алексей Пецин: Задача наших центров - не добиваться смирения и беспрекословного послушания воспитанников, а развивать в них скрытый потенциал и таланты. Музыкальное, художественное, физическое воспитание – реальная помощь адаптироваться к современной жизни. Виктория Балановская: Смирение – это не размазывание себя по стенке. Православный человек имеет жесткий стержень внутри. Он терпелив и вынослив (если говорить о качествах, которые помогут подростку в адаптации), образован, чуток к другим людям… Он морально более устойчив к неудачам и знает, что после падения надо вставать. Поэтому православное образование – это качественная путевка в жизнь (ее, кстати, лишено было поколение 80-90-х, и многим эти качества пришлось вырабатывать уже будучи взрослыми, путем собственных ошибок).   Bebinca.ru: В чем конкретно заключается «православность» в занятиях с детьми различного возраста? Это общий акцент на моральной стороне жизни или заучивание конкретных молитв? Виктория Балановская: В нашем центре «православность» - это отношение к приходящим – и родителям, и детям. Дети окружаются здесь любовью и вниманием. У нас нет непосредственной цели привести каждого ребенка в храм – просто показать, что есть жизнь кроме той, которую проповедуют современные СМИ. Алексей Пецин: Любой ребенок, равно как и его родители, самостоятельно выбирает предметы для изучения в центрах. Те дети, которые проявляют интерес к ОПК, познают исключительно основы. «Заучивание» молитв, если так можно сформулировать - скорее, специфика высших духовных учебных заведений. Оксана Андреева: Изучение основ православной культуры включает в себя обучение истории, русскому и церковнославянскому языкам, литературе, участие в театрализованных постановках, знакомство с достижениями мировой культуры, приобщение к этическим и эстетическим нормам общества, понимание соборности человеческого проживания, т.е. осознание себя частью большого сообщества людей.   Bebinca.ru: Каково соотношение обычных предметов, которые есть в каждом детском центре и каких-то специфически православных? Алексей Пецин: На 10-12 традиционных предметов, преподаваемых в советские времена в детских садах и дворцах пионеров, приходится одна православная дисциплина. Виктория Балановская: Из специфически православных – основы православной культуры, все остальные предметы светские. От православия в них 2 обязательные темы – Рождество и Пасха, подготовка к концертам и выставкам, приуроченных к этим большим праздникам.   Bebinca.ru: Могут ли родители получить образовательные программы, темы занятий до того, как отведут ребенка на занятия? Алексей Пецин: Все занятия проводятся по утвержденным Министерством образования программам с поурочным планированиям. Все программы находятся в свободном доступе у руководителя центра. Предоставляются родителям по первой просьбе. Кроме того, любой родитель может посетить любое занятие по любой дисциплине. Оксана Андреева: Более того, мы готовы идти на тесное сотрудничество с родителями в вопросах воспитания подрастающего поколения, и для этого у нас организуются встречи родителей с преподавателями, со священником; они также могут посещать занятия вместе с детьми. Любой родитель может сделать объективное замечание и внести конструктивное предложение по методике и структуре преподавания.   Bebinca.ru: Возьмете ли Вы на занятия ребенка, родители которого не считают себя христианами, а просто хотели бы воспользоваться Вашей материально-технической базой? Виктория Балановская: У нас есть дети и невоцерковленные, и принадлежащие к другому вероисповеданию – мусульмане. И все они чувствуют себя в нашем центре достаточно комфортно. Алексей Пецин: Наша задача - не концентрация вокруг себя христиан, а духовно-патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Оксана Андреева: Мы готовы принять в наш центр любого желающего, но родителям, которые не считают себя православными, стоит учитывать, что материально-техническую базу центра нельзя назвать супер-выдающейся. Основу нашей учебно-воспитательной базы составляют нравственно-духовные ценности, что по своей сути выше любой материи.   Bebinca.ru: Кстати, о материально-технической базе. Что центры могут предложить малышам? Алексей Пецин: Разные по численности обучающихся центры предлагают разное количество направлений. Наиболее распространенные: ИЗО, лепка, ДПИ, роспись, витраж, вышивка, кройка и шитье, вязание, плетение, моделирование, автодело, компьютерная графика, фотодело, журналистика, туризм, паломничество, ОПК, подготовка детей к школе. Виктория Балановская: У нас относительно оборудованные кабинеты. Пока не хватает компьютеров для занятий журналистикой, но, надеюсь, к следующему учебному году ситуация исправится.   Bebinca.ru: Какова цена занятий? Расписание? Особые условия? Виктория Балановская: Все занятия в центре бесплатны. Расписание корректируется в течение года, поскольку мы стараемся сделать его удобным для большинства. С ним можно ознакомиться на нашем сайте, там же фиксируются и все изменения в графике работы. Алексей Пецин: Как уже было сказано ранее, занятия в наших центрах совершенно бесплатные. Расписание занятий составляется в зависимости от смены школьного обучения и возможностей родителей провожать и встречать детей.   Bebinca.ru: Составляется ли какой-то договор на обучение? Несет ли центр ответственность за безопасность и здоровье малышей? Алексей Пецин: При поступлении ребенка заполняется заявление родителями, заводится личная карточка. Во время занятий центр несет полную ответственность за безопасность и здоровье детей. Помещения, в которых проводятся занятия, подвергаются проведению ежегодной аттестации с участием представителей ГПН, СЭС, МВД, ФСБ, Министерства образования, Роспотребнадзора.   Bebinca.ru: Кто Ваши преподаватели? Имеют ли они педагогическое образование или это, в первую очередь, воцерковленные люди? Алексей Пецин: Свыше 70% педагогов центров – выпускники педагогических ВУЗов. Остальные 30% делят выпускники лицеев и колледжей и мастера–рукоделы со средне-специальным образованием. Виктория Балановская: Когда осенью я набирала команду педагогов, то ориентировалась не столько на воцерковленность и профессионализм, сколько на отношение преподавателя к детям и к своему делу. Воцерковленность меня интересовала только у педагога основ православной культуры, остальные преподаватели – люди, стоящие на принципах, не противоречащих православию.   Bebinca.ru: Сколько детей занимаются в Ваших центрах на данный момент? И сколько еще центры могли бы принять? Алексей Пецин: На данный момент в городских епархиальных центрах занимается свыше 4 тысяч человек. Количество центров увеличивается ежемесячно. Окончательный лимит количества обучающихся определить не пытались. С увеличением численности обучающихся отдельно взятого центра происходит расширение площадей. Виктория Балановская: Сейчас в центре при храме во имя апостолов Петра и Павла около 80 детей, мы спокойно сможем принять еще человек 200.   Примечание: в материале использовано фото Юрия Костыгова "Вербное воскресенье" Подписывайтесь на информационную страничку Bebinca.ru в удобной для Вас социальной сети:  Вконтакте, Facebook, ЖЖ или Twitter и будьте в курсе последних обновлений на портале.

Наталья Тилли


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему

Комментарии

Аватар пользователя Веснушка

Давно не читала ничего о православном образовании - очень понравилось. Если не возражаете дам ссылку у себя в жж

Аватар пользователя Виктория, ДЕОЦ "Встреча"

Не возражаем. И вообще приветствуем рекламу наших центров!

Аватар пользователя Гончаров С

Мне после Вашего интервью православное образование стало казаться очень даже привлекательным. Некоторые точки зрения оказались неожиданными, что порадовало. И вообще, приятно видеть среди представителей РПЦ людей молодых, активных и современных.

Аватар пользователя krol

Мне кажется, что в последнее время РПЦ выбрало неправильную тактику поведения, что отразилось на отношении к ее проектам, в том числе открытию детских центров, садов, воскресных школ. Надо помнить, что современное поколение в отличии от предыдушего свободно от информационного вакуума.

Аватар пользователя Советник президента

мне кажется, что не стоит все в одну кучу валить. здесь-то речь идет о православном образовании. если посмотреть на программы центров, то религиозные дисциплины в меньшинстве. А для многих - это вообще единственный способ обеспечить хоть какое-то доп.образование ребенку. Не забывайте, что эти занятия беспплатны.

Аватар пользователя Ирина

Приятно читать такое. Видела результат работы педагога в центре в 15 а микр-не, отношение к детям, общалась с детьми, которые занимаются - впечатления только положительные.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • External links will be redirected to a page that tells the user that they are about to leave the site.