У известного автора психологических романов Олега Роя недавно появилась собственная вымышленная Вселенная для детей — планета Джингликов. Об этой серии и других его детских книгах, а также о проблемах чтения, любимых писателях и источниках вдохновения мы побеседовали с Олегом Роем в эксклюзивном интервью.
— Как случилось, что из популярного автора психологической прозы Вы решили переквалифицироваться в детского писателя? Или этот творческий переход произошел сам собой?
— На самом деле, четкого перехода от психологической прозы к детской литературе не было. Уже 28 лет я пишу книги для детей, 20 лет тому назад мне удалось войти во всемирную детскую золотую библиотеку авторов. Поэтому говорить, что Олег Рой никогда не писал детских книг и вдруг начал этим заниматься — неправильно. Я всегда писал для детей, просто в последние три года сделал акцент на одной из серий своих произведений — речь идет о серии под названием «Джинглики». С этого момента в СМИ стало появляться больше информации о том, что я пишу детские книги. Но мои читатели помнят, что еще до этого была серия «Хранители», были «Приключения Лешика», «Сказка об отважном листочке», «Волшебный дуб». Ну а «Джинглики» произвели настоящий фурор.
— Расскажите подробнее об этой серии своих книг. Как появились «Джинглики» и как эта задумка в итоге трансформировалась в мультсериал?
— С самого начала я хотел создать именно мультсериал. Три года назад ко мне пришла идея о создании некой детской Вселенной, которую бы населяли близкие мне образы: образ умного человечка, порядочного, культурного, домашнего, смешного, гиперактивного, способного на подвиги. Все эти образы и трансформировались в Джингликов, жителей своей маленькой планеты. И с художниками мы сразу начали рисовать именно тех героев, которые должны были появиться не только в серии книг, но и в мультипликационном сериале. Сначала были созданы 2D-образы, а потом к нашей команде присоединился по-настоящему культовый режиссер Антон Верещагин, и образы Джингликов трансформировались в 3D-формат. В течение последних лет мы в нашей студии работали над этим проектом, и сейчас он выглядит как первый сезон мультсериала «Джинглики». В дальнейшем мы планируем создать серию полнометражных мультипликационных фильмов, также в этом году состоится запуск театрального ледового шоу с этими героями в Москве, в спорткомплексе «Олимпийский». Еще у Джингликов есть собственный журнал, и новые книги тоже будут появляться. Получается, та планета, на которую я как-то попал, потихоньку разрастается.
— «Джинглики» — это вообще продолжительная история? Как Вы сами оцениваете, сколько лет она может длиться?
— Как правило, такие истории существуют от 10 до 20 лет. Однако мы знаем немало примеров, когда героев детских книг и мультфильмов знают и помнят несколько поколений. Таковы, например, Чебурашка с Геной, Незнайка, Волшебник Изумрудного города. А сколько поколений уже воспиталось на Гарри Поттере! Сам я рос с большим интересом к мультфильму «Том и Джерри» — эта история популярна и сегодня. Если Джинглики будут интересны детям, то жить их планета будет долго. В среднем же такой цикл длится около 10 лет — потом меняется поколение, приходят новые гаджеты, формируется новый социум, и все это, конечно, вносит свои коррективы. Поэтому либо Джинглики со временем будут меняться сообразно с запросами новой аудитории, либо дети найдут для себя новых героев.
— Как Вы оцениваете активность юных читателей? Придерживаетесь ли точки зрения, что современные дети слишком мало читают?
— Дети всегда читают ровно столько, сколько дают им читать взрослые. Не настаивают и заставляют, а именно предоставляют такую возможность. В чтении, как и во в других аспектах воспитания, все начинается не с ребенка, а со взрослого. Если родители сами читают книги, то ребенок, глядя на них, тоже уткнется своими пальчиком и носиком в нее. А если взрослые проводят все время перед телевизором за просмотром сериалов, то и дети будут делать то же самое. Дети — это наше отражение, и сетовать на то, что они мало читают — значит, сетовать на самих себя. Всегда и во всем нужно начинать с себя.
— То есть Вы считаете, что все современные методики, направленные на то, чтобы привить ребенку любовь к чтению, изначально обречены на провал, если сами родители не являются активными читателями?
— Абсолютно. Чтение — труд, и нужно себя к этому труду приучить. Как только это случится, любовь к книге проснется и в ребенке.
— Книги каких писателей Вы бы непременно советовали читать современным детям?
— Жюль Верн, Марк Твен, Александр Дюма, Вальтер Скотт, Артур Конан Дойль — это те авторы, которые в жанре приключений и фантастики несут важнейшие ценности для мальчиков и девочек, учат вере, дружбе, идеологии. В этот же список я бы включил несправедливо забытого Гайдара: скажем, его «Голубая чашка» до сих пор меня будоражит — легкая, доступная, очень прямая и правильная история. Детям обязательно надо читать Беляева, это наш великий фантаст. Также нужно знакомиться с творчеством Александра Грина, не ограничиваясь лишь «Алыми парусами».
— А какие книги любят и читают Ваши собственные дети?
— Дочь сейчас с упоением читает как раз книгу «20 тысяч лье под водой» Жюля Верна, а сын с недавних пор осваивает творчество Александра Дюма. Я рад, что их внимание привлекает и удерживает именно эта литература: уверен, она плохому не научит.
— Читают ли Ваши дети книги детского писателя Олега Роя? Есть ли у них любимые произведения?
— Из моих детских произведений им нравятся «Хранители», потому что они знают, прототипами каких героев этой серии являются они сами. Сейчас рождаются новые «Хранители», и дети участвуют в этом процессе. Вообще в написании этой серии и других детских произведений я всецело ориентируюсь на своих детей: они живут в детском социуме, а я нахожусь рядом, но не внутри. Меня как взрослого в этот особый мир никто не пускает, а они каждый день находятся там, поэтому знают все о законах детской Вселенной и могут со мной ими поделиться.
— Как Вы относитесь к электронным гаджетам и, в частности, к чтению с экрана? Многие родители объединяются в своем неприятии электронных книг.
— Это неотъемлемое зло наших дней, и сложно к этому относиться как-то иначе. Мы уже не можем без этих устройств, хотя лет десять назад сложно было представить, что все уткнутся в мерцающие экраны, забудут семью и друзей, начнут искать общение, развлечения и любимых в соцсетях. Это такая проституция наших душ, и это, увы, наша реальность. И в этом смысле, конечно, лучше как было, чем то, как есть сейчас. Сегодня мало того, что чтение исчезло — исчезает и становится роскошью просто общение между людьми.
— Не так давно Вы выступили с инициативой на законодательном уровне: предложили снизить стоимость детских книг. Вы собирали подписи в защиту законопроекта, который зафиксировал бы цену на детские книги хотя бы для малоимущих семей на уровне 50 рублей за книгу. Инициатива действительно важная: многим семьям не по карману многие шедевры детской литературы, которые сегодня стоят немалых денег. Какое будущее у этой инициативы?
— К сожалению, депутаты Госдумы с куда большим рвением готовы обсуждать, в каких местах можно и нельзя курить. А решение вопроса о доступности детской литературы для читателей — это не та пафосная зона, в которой парламентариям хорошо и интересно. Эту идею так и не удалось довести до конца, до стадии рассмотрения законопроекта, и я закрыл для себя эту тему: понял, что ничего не выйдет. Я даже провел эксперимент: в процессе сбора подписей в защиту этого законопроекта разместил рядом в интернете от имени другого человека запись о том, что потерялся котенок, и прикрепил фото грустного бродячего котенка. Так вот комментариев под записью о котенке было в разы больше, чем подписей под законопроектом о доступности детских книг! Большинство не думает о детском чтении, руководствуясь чисто эмоциональными порывами. Увидели котенка, нас это потрясло и зацепило — за это мы готовы голосовать и всем рассказывать. Законодательный проект, который бы позволил малоимущим семьям покупать книги для своих детей, такую поддержку не встречает, и это очень грустно.
— Насколько герои Ваших книг популярны за рубежом? Ведь у психологической прозы Вашего авторства поклонников среди иностранных читателей немало.
— Три недели тому назад мы впервые вывезли «Джингликов» во Францию. Тогда французы нам сказали, что наш проект стал настоящим украшением российского стенда мультипликации, что ничего подобного они никогда не видели. Такие оценки, безусловно, радуют, как и восторги читателей из Азии. У нас уже есть предварительный договор с Китаем и Кореей, поэтому движение в направлении к иностранному читателю тоже есть.
— Расскажите о Ваших творческих планах: чего ждать от Олега Роя в ближайшие год-два?
— Как я уже сказал, мы не спеша работаем над новым циклом «Хранителей». Также продолжатся «Джинглики»: в этом году выйдет еще две книги. В сентябре выходит моя «Азбука» — та же, что уже публиковалась, но теперь мы разделили ее на три книги, чтобы они стали легче и интереснее для восприятия. Еще ряд детских проектов находится в разработке, удобнее всего следить за ними на моем официальном сайте.
— С какой книги Вы советовали бы детям начинать знакомство с Вашим творчеством?
— Если это маленький ребенок, то он может открыть любую книгу из серии «Джинглики» — ему должно понравиться!
— Каким Вы видите портрет Вашего типичного читателя из числа детей?
— Это умненький, хороший, здравомыслящий ребенок с хорошими и заботливыми родителями.
Татьяна Гольдина
Расскажите своим друзьям