Интервью руководителя портала Bebinca.ru в "Новой газете" (для тех, кто не успел купить бумажную версию в киосках).
Весной 2011 года в cамарском Интернете появился сайт с кулинарно-детским названием. Оказалось, что к заморскому десерту Bebinca.ru не имеет никакого отношения, являясь базой данных по организациям нашего города, работающим с дошкольниками и школьниками. На странице каждого учреждения приведены не только контактные данные, но и информация о специализации, образовательной программе, режиме, помещении, численности групп, кухне. Есть даже фотографии с занятий и возможность пообщаться с администрацией или родителями детей, чьи дети уже ходят в сад или клуб. О том, зачем, кто и как облегчил жизнь родителям Самары, «Новая в Поволжье» побеседовала с руководителем проекта Натальей Тилли.
- Я, честно говоря, ожидал, что сайт с таким именем будет про сладости и курортную жизнь. На самом деле проект носит чисто социальный характер. Как возникла идея все это сделать?
- Думаю, что идея вот в таком именно виде могла возникнуть только у молодой мамы. Те, кто стал родителями в последние годы, очень хорошо понимают, о чем речь. Вот мама с 2-месячным ребенком собирается встать в очередь в детский сад. Приемный день – понедельник. По телефону заведующие не консультируют, некогда, у них перед кабинетом живая очередь. Мама с ребенком приходит, и выясняется, что в 2 месяца вставать в очередь уже поздно. Нужно вставать в 2 недели! Но как узнать, в какой сад? Сейчас нормой стало записываться в 5, а то и больше садиков. Приходится либо обходить сады по понедельникам, либо пытаться что-то выяснить по телефону либо по Интернету. Кто растил детей, знают, что первый год жизни ребенка – ситуация в общем-то стрессовая, дефицит времени страшный. Хочется иметь такой источник информации, где можно за 20 минут узнать, куда можно устроить малыша. Так, чтобы знать, кто с ним будет заниматься, почитать живые отзывы, просто посмотреть на лица детей. Вот так появилась мечта такой сайт сделать.
- То есть никакого заказа со стороны департамента образования, исключительно личная инициатива?
- Конечно. На сайте департамента есть ссылка на перечень самарских детсадов, но, к сожалению, она не работает уже который год.
- Неужели в Самаре никто не делал ничего подобного? Наш народ отличается исключительной сетевой активностью.
- Это если анонимно поругаться, то да. А содержательных самарских сайтов детской тематики буквально два-три. У нас есть очень развитые форумы, но чтобы там найти что-то, нужно потратить уйму времени, к тому же не факт, что информация будет актуальной. На Бебинке данные всегда свежие – нам обновления присылают сами сады и клубы. К тому же такого охвата, как у нас сейчас, нет нигде точно. Ведь обычно в Интернет попадают резко негативные отзывы либо сугубо рекламная лапша – только крайности.
- Как же удалось замотивировать всех заведующих?
- Большинство удалось взять простым упорством. Конечно, надо памятник поставить тем, кто более полугода вел обзвон и переписку с садами и клубами, которые не всегда лояльно были настроены. И все это на голом энтузиазме, без денег и прикрытия авторитетом департамента образования. Мне кажется, это яркий пример гражданского общества: бардак так надоел, что люди снизу сами берут и делают то, что должно было сделать государство давным-давно. Но, безусловно, были учреждения, которые наотрез отказались от участия в проекте. Это либо муниципальные сады, заведующим которых просто некогда, или которые не совсем себе представляют, что такое Интернет и в чем его польза. Либо частники, которые оказывают не очень качественные услуги и просто не хотят «светиться». И тех, и других можно понять. Но совсем скоро к нам присоединятся все, кроме явных партизан, конечно, ведь Интернет проникает практически повсюду.
- То есть, по сути, вы собираете данные из всех источников – и от администрации учреждений лично, и с сайтов садов, и от родителей?
- Родители могут зайти на страницу садов, проголосовать за них, у нас есть своя система рейтингов, или же пообщаться на форуме. Но информация на страничках Bebinca.ru – только та, которую подтвердила администрация сада ли клуба. Сами мы ничего не выдумываем.
- Берете интервью у каждого заведующего?
- Мы проводим анкетирование. Когда все только задумывалось, мы устроили опросы в самых больших сообществах Рунета детской тематики: в LiveJournal, Вконтакте, на форумах. Спросили: что бы вы хотели знать о садах и клубах при выборе занятий для своего ребенка. Получили колоссальный отклик – люди не только хотели знать буквально все, но и интересовались, в каком городе будет осуществляться проект. Обобщив ответы, мы сделали анкеты – там почти 50 пунктов: и про питание, и про территорию, и про время прогулок, и про охрану, иностранные языки и так далее. Эти анкеты нам заполняли заведующие и управляющие клубами, за что им огромное спасибо. Сейчас на сайте более 300 анкет, и чем больше их становится, тем с большей охотой нам присылают новые. Теперь уже никого не нужно убеждать, организации сами предлагают сотрудничество.
- Вот я, например, хочу найти сад поближе к дому, скажем, с бассейном и логопедом. Реально?
- Абсолютно. Займет минуту. Без сайта вы бы потратили полдня.
- На главной странице у вас довольно много информации самого широкого толка – интервью, новости, афиша. То есть помимо базы данных, у вас есть и новостная лента?
- База данных – ядро сайта. Но глупо ограничиваться только анкетами, когда есть аудитория. Разумеется, нам хочется, чтобы люди не уходили с сайта, отыскав нужный сад или клуб. Поэтому сначала мы к каждой анкете пристегнули мини-форум, чтобы можно было задавать вопросы администрации или просто темы, в курсе, писать отзывы. Потом стало понятно, что нужна какая-то афиша, ведь наши участники постоянно устраивают какие-то мероприятия, и отказать им в поддержке мы уже не можем. Вот хотите вы, например, узнать, какие открытые летние детские площадки работают в Самаре этим летом. Такой информации просто нет. Есть масса детских тем, которые нигде не освещаются – никто не будет тратиться на рекламу, если не планируется никакой финансовой отдачи. Поэтому канал информации может быть только вот такой, некоммерческий, основанный на гражданской инициативе.
- Вам лично удалось открыть для себя в этой сфере что-то новое?
- Много разного. Например, существование у нас детских епархиальных центров. Люди ищут клуб для ребенка, готовы возить его на другой край города, платить немалые деньги. В то время как рядом есть епархиальные центры - абсолютно бесплатные, с перечнем занятий, которому позавидовали бы многие продвинутые частные клубы. Те, кто думает, что там исключительно Слово Божие проповедуют, ошибаются: хочешь журналистикой занимайся, хочешь – рисуй, хочешь – кино снимай. Но никто об этом не знает! Мы на форуме сделали отдельный раздел православного образования, чтобы родители могли напрямую пообщаться с преподавателями этих центров, понять, действительно ли так страшна эта «епархиальность».
- Да, я заметил, большинство родителей правда отпугивает религиозная тема в образовании.
- Отпугивает фанатизм, любой, не только религиозный. Мы, например, недавно разместили интервью с психологом, который является сторонником естественного родительства. Тоже очень горячая сейчас тема: есть ярые фанатики и столь же упертые противники. Мы постарались показать, что беда в крайностях и пересказах с третьих рук, а в чистом виде многие «острые» идеи являются очень здравыми и социально полезными – будь то естественное родительство, православное воспитание или увлечение велосипедом. Вот про велосипед, кстати: афишу клуба «Велосамара» мы тоже размещаем у себя, у этого клуба есть замечательный проект ВелоДети.РФ.
- Как я понял, вы идете по пути интеграции информации на детские темы.
- Да. Собираем все в одном месте. Беда Интернета и информационного общества в целом – нарастание информационного шума. Современной маме и 24 часов в сутки не хватит, чтобы прочитать, а главное – отфильтровать нужную информацию, ведь столько всего есть: социальные сети, блоги, форумы, персональные сайты. Есть живая информация. И есть не очень-то объективная реклама. И еще есть тексты, которые буквально пишутся роботами для раскрутки сайтов – настоящий информационный шлак. Мы работаем как фильтр, стараемся отбирать то, что относится к детской теме и к Самаре. Вот есть, например, портал Banki.ru – там специалисты агрегируют данные по сотням коммерческих банков России. Чтобы обзвонить все банки и сопоставить информацию по вкладам, у человека уйдет неделя, а так – все на одном сайте. Bebinca.ru, конечно, скромнее, но принцип тот же.
- Что дальше? Как думаете развиваться?
- У нас сформировался поток посетителей из числа родителей, которые ищут сад или клуб. Сейчас нам бы хотелось привлечь больше тех, чьи дети уже ходят в те сады и клубы, анкеты которых размещены на сайте. Это позволит выстроить более объективные рейтинги заведений, добавить новые фотографии, отзывы. Для этого мы вышли в социальные сети, стараемся искать и пользователей, и участников там. В идеале было бы здорово получить поддержку со стороны городской администрации, потому что проект сильно вырос и двигать его на одном энтузиазме становится все труднее. Но и без этого находятся активные и понимающие мамы и папы, которые готовы помогать – ведь все это делается для наших детей.
Автор Алексей Тюрин
Подписывайтесь на информационную страничку Bebinca.ru в удобной для Вас социальной сети: Вконтакте, Facebook, ЖЖ или Twitter и будьте в курсе последних обновлений на портале.
Расскажите своим друзьям
Комментарии
Добавить комментарий