Травля, или буллинг — явление, к сожалению, в детских коллективах нередкое. Сегодня постараемся разобраться, как и почему она возникает и что делать родителям и детям, столкнувшимся с травлей.
Сразу оговоримся, что нужно разделять собственно травлю, то есть регулярное проявление агрессии со стороны других детей, и обычную непопулярность. Если, приходя за ребенком в школу или сад, вы постоянно видите, что он играет в одиночестве или идет в строю без пары — это еще не признак того, что его травят. Возможно, ваш ребенок просто интроверт и не нуждается в постоянной компании и шумных развлечениях. Если при этом ребенок спокоен, ни на что не жалуется и у него есть друзья за пределами школы, то и у вас особых поводов для волнения нет.
Травля же — это жестокое обращение со стороны сверстников (реже — и взрослых), выражающееся в обзываниях, насмешках и физическом насилии. Как правило, объект травли в конкретном коллективе в определенный момент времени всегда один, и приходится ему очень несладко. Последствия травли могут быть трагичными и для жертвы, и для преследователей, и задача родителей — как можно раньше распознать ситуацию и вмешаться.
Если вы внимательный родитель, то разглядеть первые признаки травли вам не составит труда:
ребенок неохотно идет в школу, чаще ссылается на несуществующую болезнь; замыкается и не хочет говорить о том, что происходило в классе в течение дня;
обидная или жестокая кличка, которая к нему «приклеилась»;
постоянная пропажа школьных мелочей — ручек, стерок, карандашей и пр.;
более серьезная порча предметов — разбитый телефон, порванные тетрадки и учебники, грязные портфель и школьная форма;
синяки, царапины и другие травмы, наличие которых ребенок не может или не хочет объяснить.
Детям сложно рассказывать о травле родителям, так как часто они обвиняют в ней себя и считают, что сами во всем виноваты. Если ребенок все же пришел к вам с жалобой на одноклассников, обязательно внимательно выслушайте его и постарайтесь тактично выяснить, была ли проблема разовой (подрались, одноклассник назвал обидным словом), какое количество детей было замешано и как распределились их роли. Если выяснится, что ситуация повторяется постоянно, ваш ребенок всегда в роли «козла отпущения» и никто никогда не встает на его защиту — время принимать меры.
Ответ, к сожалению, отрицательный — выбор жертвы травли часто иррационален и каждый может оказаться «не таким». Однако вы можете определить, входит ли ваш ребенок в группу риска, и принять упреждающие меры.
Если в детском коллективе есть предпосылки к травле (о них — чуть позже), то внимание агрессоров в первую очередь могут привлечь:
физические особенности ребенка (заметная полнота или худоба, рыжие волосы, очки, высокий или низкий рост, заикание и пр.);
материальный достаток, сильно отличающийся от прочих (причем как в «минус», так и в «плюс»);
национальность;
слишком хорошая или, наоборот, худшая успеваемость.
В то же время факторами, снижающими риск для ребенка оказаться изгоем в коллективе, могут стать:
занятия спортом, укрепляющие и уверенность в себе, и физическую силу;
хорошие отношения с одноклассниками, выстраивающиеся за счет регулярных походов в гости, совместных прогулок;
активное участие родителей в жизни класса и школы, что позволяет и налаживать связи «на высшем уровне» (с другими родителями и педагогами), и самим оценивать обстановку в классе. Идеально, если и дети, и родители, и учителя все вместе периодически делают какие-то совместные проекты, мероприятия;
воспитание в ребенке смелости и умения постоять за себя, нежелания ощущать себя жертвой.
Травля — это всегда не проблема одного ребенка, который оказался «неправильным», это проблема коллектива. В «облегченном» виде травля может возникнуть и в старшей группе детского сада, но наиболее остро вопрос обычно встает в 10-12 лет. Если на этот момент детский коллектив разрознен («класс недружный»), то неприятностей не избежать — дети сами найдут себе общее занятие, выбрав жертву и сплотившись против нее. Единственным антидотом в данном случае может стать позиция педагога, который жестко выскажется о недопустимости травли вообще и переключит внимание детей на более полезные занятия. К сожалению, учителя редко вмешиваются в отношения внутри класса или даже усугубляют их, первыми обозначая жертву (например, постоянно называя кого-то «бестолковым») и отделываясь философским «сам виноват» в ответ на жалобы обиженного ребенка.
Светлана Гордон, психолог семейного центра «Оберег»: «Если ваш ребенок попал в такую ситуацию, то закрывать на это глаза нельзя! «Ну посмотрим, время пройдет, все уладится». Не уладится! Бейте во все колокола! В первую очередь, поставьте в известность классного руководителя. Если ничего не меняется, подключайте завуча по воспитательной работе. Подобными проблемами в учебных заведениях занимается школьный психолог. При слаженной и грамотной работе родителей, учителя и психолога вопрос, как правило, решается. В редких случаях родители вынуждены прибегнуть к переводу ребенка в другую школу. Если там начинается та же история, есть смысл обратиться всей семьей к психологу за индивидуальной консультацией. Скорее всего, придется пересмотреть семейные взаимоотношения».
Наталья Волошина
Расскажите своим друзьям