Воспитание или генетика? Уже на протяжении нескольких столетий споры о том, что же первично в формировании личности ребенка и его поведении, не утихают. Концепция психолога Виктора Толкачева и его ученицы Людмилы Перельштейн выделяет восемь основных типов детского поведения. Попробуйте узнать в одном из портретов своего ребенка: авторы предлагают не только подробное описание каждого типа характера, но и полезные советы по развитию и общению.
Оба психолога, Виктор Толкачев и Людмила Перельштейн, были последователями системного векторного психоанализа. Идеи Толкачева, который впервые выделил и сформулировал восемь типов личности, восходят к учению незабвенного Фрейда, а его ученица Перельштейн смогла адаптировать эту концепцию к личности ребенка, добавив свой 15-летний опыт работы психологом и не менее ценный опыт взаимоотношений с тремя собственными детьми. Свои идеи Людмила Перельштейн объединила в книге «Осторожно: дети!», которая с момента своего выхода в 2006 году обрела немало поклонников из числа состоявшихся и будущих родителей.
Основная идея концепции Людмилы Перельштейн стара, как мир: все дети рождаются уникальными, а главное, что может сделать каждый родитель, — это помочь своему чаду адаптироваться в мире и найти свое призвание. Рассмотреть зачатки будущей личности можно еще в глубоком детстве, потому что именно дети максимально свободны от условностей и ролей, принятых в обществе, а значит, способны ярче выражать свою суть. Маленькие дети еще не умеют притворяться (только если ради мелких целей), зато обладают неистощимыми запасами фантазии.
Именно такое немного фантазийное разделение детских личностей на группы и использует психолог в своей книге, взяв за основу метафору индийского племени и распределяя таким образом роли внутри любого детского коллектива. Итак, как выглядит детское общество глазами психолога Перельштейн? Присмотритесь — возможно, в этих характеристиках вы найдете своего ребенка. Сразу оговоримся: для более точной «диагностики» автор концепции предлагает родителям пройти развернутый тест и подчеркивает, что в личности одного ребенка, как правило, выделяются один ведущий и два сопутствующих психотипа.
Определение этого типа личности лежит на поверхности: такой ребенок любит (и умеет) командовать, его отличают тяга к свободе, инициативность и решительность во всем. Будущее у Вождя может быть блестящим, но в младенчестве и детстве его родителям придется несладко, предупреждает психолог. Из любимых занятий этого ребенка — исследование окружающего мира, купание, тяга к новым играм и игрушкам. Однообразие и запреты утомительны, новые идеи возникают часто, но до реализации доводятся редко — внимание Вождя привлекает что-то новое и непознанное. Соответственно, главная задача для родителей — направить кипящую энергию в мирное русло, но при этом не создавая строгих ограничений. Нужно действовать тоньше: заинтересовать, вовлечь в соревнование, разбудить азарт.
Если Вождь — это явный и самопровозглашенный лидер, то такой ребенок — лидер тайный, но обладающий не меньшим влиянием и силой. Скрытность, любовь к одиночеству и самостоятельность отличают такого ребенка. В младенчестве дети этого типа зачастую признают лишь мать, поскольку она является носителем самого родного и безопасного запаха — тонкую психологическую организацию детской натуры психолог связывает с тонким природным чутьем. «Нюхачи» чаще проявляют себя в интеллектуальном труде, играть и работать в команде им бывает довольно сложно. Внешнюю обстановку, дело и людей они выбирают, полагаясь на свое внутреннее чутье — и редко обманываются, хоть и слывут порой высокомерными нелюдимами. Верная стратегия для родителей — всегда быть рядом, понимать и принимать, ведь на подсознательном уровне эти дети уже давно приняли своих родных и не доверяют никому больше, чем им.
Очевидно, что это творческая натура с утонченным и ранимым восприятием действительности, врожденным чувством гармонии. Важная «племенная» характеристика: нужный в мирное время и бесполезный в период войны. С первых месяцев жизни такие дети очень ласковы, взрослея, они не сходят с родительских рук и боятся засыпать одни в темной комнате. Для них характерны резкие перепады настроения — так «художники» разряжают свои эмоции. Фантазеры и мечтатели, познающие мир своими глазами, любопытные и умеющие сопереживать — это тоже про них. От взрослых такому ребенку прежде всего нужны безусловная любовь, защита и постоянная поддержка. Причем с возрастом эта потребность в принятии только усиливается: в подростковом возрасте гармоничная натура «художников» часто не может смириться с собственными несовершенствами, а вот в атмосфере тепла и любви эти ранимые создания расцветают и заряжаются уверенностью в себе.
Этот психотип также выделен на основании ведущего органа восприятия. В младенчестве такие дети очень любят мелодичные или динамичные стихи, красивые песни, но при этом часто не выносят страшных или некрасивых звуков. Чуть позже на этих детей отрицательно воздействует информация, сказанная с приказной интонацией или вовсе на повышенных тонах. Классический прием — «отключение» внешних раздражителей, потом такой ребенок говорит, что не слышал и не запомнил, что ему было сказано. Обида проявляется не в криках и громком плаче — проще уединиться и закрыться от внешней дисгармонии. Дети-«слухачи» обладают способностями к изучению иностранных языков и, конечно, музыки и ритмики. Для родителей важно создать атмосферу, пронизанную заботой и опекой, потому что из-за частой погруженности в свои мысли такие дети часто страдают от соприкосновений с внешним миром — сталкиваются с дверьми, стенами и лбами других детей, защемляют конечности или случайно проливают что-то на себя. Глаз да глаз за этими мечтателями!
Смелый и быстрый, а вместе с этим выносливый и дисциплинированный — этот психотип ребенка психолог считал одним из самых «удобных» для воспитания. Вместе с тем такой ребенок — собственник, и это гораздо заметнее, чем просто типичное детское нежелание делиться. С возрастом это стремление к присвоению часто трансформируется в любовь к деньгам и желанию накопить — важно направить эти порывы в правильную сторону, не вырастить скрягу и научить выбирать цели для «инвестирования». Закономерны арифметическая одаренность этих детей, их точная память на цифры и даты, их скрупулезность и выносливость. Родителям всегда считающих детей психолог советует учить своих чад целеполаганию, борьбе с завистью и творческим порывам, а самим научиться у такого ребенка врожденной бережливости и аккуратности, порядку и рациональности.
За немного обидным определением этого типа детской личности прячутся такие черты, как справедливость, терпение, аккуратность и исполнительность. Распознать этого ребенка в детском коллективе несложно: он дольше других собирается, кушает и сидит на горшке. Вывести «копушу» из себя непросто, но если сверстникам или родителям это удалось, то остановить этот «локомотив» будет еще сложнее. Психологи предупреждают: довольно часто случаи детской жестокости встречаются именно среди малышей с подобным складом характера. Родители должны помогать такому ребенку во всех его начинаниях: ему сложно «разогнаться» на старте, нужны уверенность в своих силах и поддержка. Самый верный путь к успеху для этого ребенка — маленькими шажками, но постоянно и неуклонно, поэтому не стоит требовать от него рывков, да и перехваливать тоже не нужно. «Человек красен словами, а не делами», — эта поговорка, по мнению автора концепции, наиболее полно отражает внутренний мир и идеалы ребенка этого типа.
Стремление к речевой коммуникации — ведущий способ познания мира и выражения себя у этого ребенка. Две отличительные черты с пеленок — стремление много и разнообразно говорить (поначалу — агукать, хныкать, бормотать) и познание мира «на зуб» (грызут и облизывают вещи такие дети не только в период прорезывания зубов). С приобретением умения говорить такие дети автоматически приобретают и способность к сочинительству — родителям не стоит чрезмерно упрекать их во лжи, потому что они не лгут, а придумывают — это разные вещи. В коллективе «болтушки» — не лидеры, но максимально приближены к ним, их слушают и к ним прислушиваются. Кстати, именно активное слушание — это тот минимум, который родитель такого ребенка должен непременно обеспечивать. В противном случае психолог «грозится» наступлением эмоционального замыкания и даже заикания. А на уровне «познания» мира через вкусовые рецепторы очевиден совет не перекармливать такого ребенка, а вместо этого пользоваться тонкой физиологической организацией и прививать любовь к вкусной и полезной пище. Вырастая, такие дети смогут стать настоящими гурманами и кулинарными гуру.
На первый план в этом психотипе выходят недюжинные физические способности и привычка к привычка к стабильности. Любимые слова с детства — «нет» и «не знаю», так дети-«силачи» часто реагируют на новую еду, новые занятия и новых людей. У этих детей есть любимые книги, которые они знают наизусть, любимая затертая одежда, любимые, хоть и уже поломанные игрушки. Эти дети — традиционалисты и вместе с тем самые лучшие помощники. Не стоит отказывать им в желании помочь, даже если задача трудна не по годам. «Силачам» интересно все, что требует мышечной памяти, поэтому спорт, активный отдых и частые прогулки помогут наладить с таким ребенком самый тесный контакт.
Татьяна Гольдина
Расскажите своим друзьям