Что делать, если ваш ребенок постоянно рассказывает небылицы или рисует картины с непонятными мрачными сюжетами? Не превратится ли он в патологического врунишку? Как помочь ему не потерять связь с реальностью, уйдя в яркий мир своей фантазии? Сегодня мы расскажем о природе, опасностях и силе детского воображения.
Знаете, что общего между любовью, детской игрой и творчеством? Это — обязательный элемент свободы, право выбора, отсутствие принуждения. Именно в этих сферах по-настоящему проявляется наше Я, его самобытность, уникальность. Дети имеют право на фантазию. Свобода творческого замысла, как и свобода вероисповедания — это непременное условие уважения к личному пространству человека.
Внутренний мир каждого из нас, независимо от возраста, явление сложное и поддающееся описанию лишь с некоторой степенью достоверности. Когда речь идет о детской фантазии на самом деле могут подразумеваться совершенно разные типы поведения, основанные на различных движущих силах — мотивационных механизмах. Взрослому важно видеть внутренние причины фантазирования и именно на этом понимании строить стратегию своих действий. Попробую предложить читателям возможную классификацию граней детской фантазии.
Определите по описанию, какое поведение больше свойственно вашему ребенку. Задумайтесь, а какова обычно ваша реакция на его действия?
Тип поведения, основанный на воображении |
Мотив поведения |
Стратегия реакции взрослого |
Лжец |
Корысть. Ребенок привирает, чтобы получить желаемое или избежать наказания. |
Развенчание лжи, нравственное воспитание, корректировка своего поведения и отношений с ребенком ведь ложь часто — симптом недостаточного доверия, страха или скопированная у взрослых модель поведения. |
Шутник |
Веселье, смех. Небылицы, нелепицы, не имеющие особого смысла, по веселящие других делают шутника центром внимания. |
Можно поддержать эту игру, если она уместна в конкретной ситуации. Попытаться направить фантазию шутника в продуктивное русло — предложить сочинить веселую сказку, частушку или потешку.
|
Очернитель |
Месть, конкуренция или агрессивное самоутверждение. Унижение другого через распространение негативных вымыслов, распускание слухов. Действия, направленные на очернение другого человека в глазах окружающих. |
Пресекать это поведение как и любую форму унижения человеческого достоинства. Уделить вниманию причинам конфликта, антипатии. Способствовать их преодолению. Не допускать такое поведение со стороны самих взрослых. |
Хвастун |
Привлечение к себе внимания через рассказ о своих вымышленных заслугах и достижениях. |
Не стоит жестко публично клеймить хвастунишку, лучше помочь ему найти в себе настоящие поводы для гордости, поддержать пусть не такие яркие, но реальные успехи. |
Фантазер |
Интерес, преодоление скуки. Придумывает интересные игры и занятия, необычные события, вызывающие удивление, рассказывает таинственные истории. |
Поддерживать и использовать лидерский потенциал и инициативу ребенка. Включать его в разные виды творческой деятельности (рисование, лепка, сочинение, театр). |
Художник |
Красота образа. Старается придумать, нарисовать красиво и необычно. Испытывает эстетическое удовольствие в процессе творчества. |
Создать условия для дальнейшего развития творческих способностей, совершенствования технических навыков творчества. |
Фантаст |
Осознанного мотива может не быть. Создает фантастические миры, дополняя ими свою реальность. Образы фантазии позволяют разрядить или выразить накопленное эмоциональное напряжение, переживания. |
Попытаться понять, какие чувства ребенка прячет вымысел. Ценить фантазию как форму диалога ребенка с миром. Помочь найти конструктивный вариант поведения в реальной ситуации, предварительно вместе поэкспериментировав с ее придуманной моделью. |
Как и любая классификация, относящаяся к области психологии, приведенное описание типов достаточно условно. Неправильно относя ребенка к тому или иному типу приклеивать ярлык, например «лжец», ведь характеристика поступка не должна стать оценкой человека. Кроме того один и тот же ребенок может использовать работу своего воображении с разными целями в зависимости от ситуации. Действия ребенка могут быть подчинены сразу нескольким мотивам, что создает смешанные типы поведения.
В поисках ответа на мысленный вопрос «Почему мой ребенок так поступает?» родителю требуется чуткость и внимание не только к поведению, но и к внутреннему миру маленького человека.
Екатерина Кантая, детский психолог
Через неделю мы расскажем вам о детских фантазиях, когда ребенок находится на тонкой грани реального и вымышленного
Расскажите своим друзьям
Комментарии
Добавить комментарий