Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
В. А. Сухомлинский писал: «Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать». Очень важно с ранних лет развивать в детях потребность получать знания о природе, о себе, о разнообразной деятельности и ее продуктах.
Цель экспериментальной деятельности — способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Д.И. Фельдштейн пишет: «Осваивая в процессе деятельности окружающий мир, его предметы и отношения, исторически выработанные способы обращения с природой и нормы человеческих взаимоотношений, ребенок поэтапно, в зависимости от уровня своего возрастного развития, овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Это и обеспечивает возможность воспроизведения ребенком общественных способностей. Именно здесь происходит его социализация».
Первые социальные связи ребенок устанавливает с родителями и близкими людьми, они для него — главные в жизни. Развитие малыша впервые месяцы и годы жизни зависит от родных, которые удовлетворяют различные, в том числе и социальные, потребности ребенка.
Вместе с тем, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. Следует отметить, что многие родители забывают тот факт, что те элементарные и само собой разумеющиеся знания которыми обладают взрослые (например, три агрегатных состояния воды – жидкое, твердое и газообразное; присутствие воздуха в окружающей среде и внутри человека и т. д.) не знакомы детям дошкольного возраста и представляют для них большой интерес.
В статье 18 «Закона об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Признание приоритета семейного воспитания меняется и позицию дошкольного учреждения в работе с семьёй. Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада".
Главной задачей взаимодействия педагогов ДОУ с родителями является установление сотрудничества, партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности, которая достигается только благодаря новым формам сотрудничества педагогического коллектива с родителями. Одной из известных и достаточно результативных воспитательных технологий является организация семейного клуба для родителей. В нашем ДОУ организован клуб для родителей, чьи дети начали посещать дошкольное учреждение в этом году. В рамках работы клуба «Школа любящих родителей» проходят тренинги, направленные на:
- осознание родителями своей роли в процессе развития и воспитания детей;
- установление доверительных отношений педагогов с родителями воспитанников;
- укрепление детско-родительских отношений.
Родители только тогда становятся помощниками педагогам, когда действительно увидят заботу, по отношению к своим детям и готовность на активное компетентное сотрудничество в воспитании своих детей.
Организация родительского собрания как лаборатории для родителей «Научные забавы» стала своего рода погружением родителей в исследовательское направление работы с детьми, шагом к пониманию значения детской экспериментальной деятельности.
В первой части собрания родителям была представлена
презентация, которая осветила некоторые теоретические вопросы организации и значения детского экспериментирования.
Во второй части была
организована лаборатория, в которой родители проводили простые опыты. В ходе исследовательской деятельности родители по их собственным высказываниям «окунулись в мир детства», «вспомнили как интересно и увлекательно узнавать или вспоминать что – то», «испытали необходимость проделать это вместе с ребенком».
В заключительной части собрания каждый родитель получил брошюру (мини – каталог опытов, как мы её назвали), с классификацией и описанием опытов, которые можно провести в домашних условиях.
Следует отметить, что в начале встречи ощущалась некоторая настороженность, чувство неуверенности, беспокойства со стороны родителей, то к концу встречи царила взаимная симпатия, эмоциональная открытость, интерес друг к другу, доверие к воспитателю как к авторитетному педагогу.
Я убеждена, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку свой социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Безгина Анна Александровна
Воспитатель высшей категории МБДОУ ЦРР – д/с № 402
Комментарии
anna6 (не проверено)
04 декабря 17:38
Постоянная ссылка (Permalink)
Семья и детский сад
Вот только проблемка у нас в стране с детскими садами - мест недостаточно
Добавить комментарий