Обзор детских садов портала Samru

Портал http://www.samru.ru опубликовал небольшой обзор детских садов в Самаре. Автор привел данные по их количеству, рассмотрел разницу между образовательными программами дошкольных учреждений, взял интервью у нескольких специалистов. Все детские сады, упоминающиеся в обзоре, имеют страницы на Бебинке. Текст приводим целиком, со ссылкой на источник. По данным департамента образования самарской мэрии, сейчас в городе работают 204 муниципальных садика. Кроме того, в столице региона действует около 90 частных детских дошкольных учреждений и несколько десятков детских центров, в которых также можно оставить ребенка, но не на весь день, а на несколько часов. Муниципальные детские садики работают в основном по российским детским программам. Их много, причем они делятся на общеразвивающие и специализированные. Одна из последних новинок - «Школа 2100». По этой программе дети могут учиться начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература). Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип «минимакса»: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. По системе «Школа 2100» в Самаре работает сеть детских садиков «Планета Детства». Сюда можно водить ребенка начиная с полутора лет на полный день или по часам (по желанию). «Наши центры работают с 7-30 утра до 19-30. Группы у нас в основном набраны, но сейчас идет докомплектация, - объяснили в «Планете Детства». - Плата за пребывание - от 6 тысяч рублей в месяц. С детьми работают логопеды-дефектологи, педагоги начальных классов. Пятиразовое питание, в программе - подготовка к школе, занятия с логопедом, творчество, танцы, гимнастика, лечебная физкультура, с трех лет добавляется английский язык. В некоторых центрах есть логоритмика и групповые занятия с психологом. К нам приходят дети с разным уровнем развития, наша цель – подтянуть их, подготовить к школе. Вообще нельзя сказать, что мы строго работаем по одной программе. Скорее берем выжимки из наиболее интересных современных методик, делая упор на российские наработки». Еще одна востребованная новинка – «Ломоносовская школа». Возникла на базе нескольких дорогих частных столичных школ. Упор делается на развитие интеллекта, математического мышления. Предлагается раннее изучение английского языка для дошкольников, используются зарубежные пособия, видео- и аудио- учебные материалы, занятия проходят в игровой форме. По ломоносовской системе работает первый английский детский сад «Волшебный мир». Как рассказали преподаватели дошкольного учреждения, упор здесь делается на владение английским: «Дети занимаются языком утром и вечером, им помогают квалифицированные преподаватели. В зависимости от возраста ребенка интенсивность включения в бытовую лексику языка варьируется. Начинаем мы с 2,5 лет, даем основы языка. С трех лет дети занимаются по двум программам утром и вечером в течение дня, и вся лексика, которая была введена на уроке, отрабатывается в течение всего дня. Полностью весь день на языке мы не говорим – пробовали вводить такую практику, но тогда дети теряются, ведь дома они говорят на русском. К тому же не у всех одинаковое развитие, нам важно, чтобы дети хорошо разговаривали по-русски. Так, у нас работает логопед, который курирует развитие речи, чтобы можно потом ставить и звуки английского языка. Кроме английского, у нас много других образовательных предметов. Основная программа, по которой идет обучение основным общеобразовательным предметам – «Ломоносовская школа» для одаренных детей. Сейчас мы как раз набираем 4-5-леток в мини-группы. У нас полный день с 8 до 18-30. Обучение стоит 18 тысяч в месяц». Однако в Самаре есть и садики, которые работают по зарубежным методикам. Наиболее известные - Вальдорфский детский сад, детский сад Монтессори. Сад Монтессори предполагает ускоренное развитие ребенка, группы в нем большие и разновозрастные. Никакого принуждения, главный инвентарь – игрушки, придуманные основательницей Марией Монтессори (итальянский психолог). Рассказывает директор «Самарского городского общественного фонда «Детский центр Монтессори» Елена Михайлова: «К нам можно водить ребенка после обычного детского садика, в две разновозрастные группы – с 8 месяцев до 3 лет и с 3 до 8 лет. Посещают наш центр и младшеклассники, которым, например, трудно даются дроби или квадрат числа. А у нас абстрактные вещи можно подкрепить тактильными ощущениями – по обучающему материалу. Младшая группа вместе с мамами занимаются по часу. Старшая группа также занимается по часам, часть из них – с утра по три часа. Стоит обучение в детском центре 200 рублей в час, трехчасовые занятия - 120 рублей в час. Я 17 лет занимаюсь системой Монтессори. Чем в корне отличается обычная система дошкольного воспитания от принятой в нашем центре? Прежде всего, у нас главенствует приоритет личности ребенка. Интересно, что после 1917 года уже была предпринята попытка внедрить систему Монтессори в наши детские сады. Однако в тридцатых годах решили, что она не совместима с советским воспитанием, и от нее отказались. В 90-х годах прошлого века сведения о системе Монтессори хлынули в нашу страну, к тому же времени относятся и появление первых государственных садиков-монтессори в Самаре. Вообще нужно отметить, что в мире считается, что система Монтессори – для состоятельных семей, так как обучение дошкольников по ней – довольно дорогостоящее занятие. У нас же в Самаре оно доступно для любой семьи, было бы желание. Это наукоемкая система, она постоянно в движении. Результат - прежде всего личностный и интеллектуальный. Возникает хорошая интеллектуальная и духовная связь с ребенком, обученным по системе Монтессори, он хорошо адаптируется в социуме. Ребенок в пять лет умеет писать, читать и считать. Формируется очень мощная, интеллектуальная составляющая личности. Я считаю, что воспитанники системы Монтессори положительно влияют на общество. Например: «Завод закрылся, я стоял у станка и остался без работы, что делать»? Как рассуждает монтессори-воспитанник – и хорошо, что закрылся завод, значит, я смогу посмотреть мир, значит, могу пойти другой дорогой. Свободная личность с позитивной гибкой составляющей – вот результат воспитания по системе Монтессори». Вторая популярная новинка - Вальфдорский детский сад. Это учреждение, которое посещают разновозрастные группы, где не учат читать, считать и писать, а во время пребывания в садике дети в основном играют. Отличительная особенность таких садиков – доброжелательная атмосфера и толерантность. В Самаре есть и муниципальный Вальдорфский детский сад, есть и отдельные группы. Есть и частные детские центры. Принимают в такой сад с трех лет. Кроме того, в Самаре работает детский сад, где детей воспитывают в соответствии с традиционными православными ценностями. Это негосударственное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Жемчужинка» в Честь иконы Божьей Матери «Казанская» при храме в Честь Трех Святителей. Директор садика Юрий Смирнов объяснил: «Помимо общеобразовательной подготовки, мы преподаем еще и основы православия для детей. Кроме платных групп (от 7 тысяч рублей), есть бесплатная - для детей-инвалидов с ДЦП, содержится она за счет добровольных пожертвований и православного прихода. Сюда принимают детей с ясельного возраста на полный день. Ясельные места еще есть. Основная программа, по которой работает «Жемчужинка» - программа Васильевой. Ее суть: верно организованное обучение – это умственная и физическая подготовка, процесс прививания нравственных и культурных понятий, а вместе с этим приучение к трудовой деятельности. Преимущество в том, что автор  поддерживает мнение, что все методики будут эффективными, если они  основаны на принципе индивидуального подхода, ведь каждый ребенок неповторим и имеет свои способности. Основной принцип - преемственности в ходе работы детского сада и последующего обучения. Поэтому ребенок ко времени похода в школу, достаточно эффективно подготовлен  к начальным годам обучения, ведь то, что первоклашки услышат на уроках, будет им частично знакомо, а значит, усваивать материал будет намного легче». Вообще, как отметил Смирнов, все методики хороши, если применять их в меру и не впадать в крайности. Однако они должны все-таки соответствовать российской реальности, так, чтобы ребенок потом легко осваивал школьную программу и адаптировался в обществе. Галина Гридаева, руководитель самарского «Центра Современного Психоанализа» рекомендует: прежде, чем вести своего ребенка в сад, который работает по авторской или зарубежной методике, посоветуйтесь к психологом. Как правило, детям, которые обучаются в таких садиках, довольно сложно потом приспособиться к российским школам и действительности. Вообще отметим, что дошкольное образование за рубежом очень разнится. В США в дошкольных учреждениях нет единой программы, а в Германии главным в работе с ребенком считается развитие речи, личности малыша, обучение правилам поведения в обществе и игра. Исследования психологов показали, что дети 2-5 лет, неважно, ходят ли они в отечественный сад или дошкольное учреждение, работающее по импортной программе, серьезно не отличаются по уровню интеллекта друг от друга. Отличие состоит в отношении к взрослому: ребенок, который посещает детский сад, работающий по отечественной программе, более ориентирован на общение со взрослым, его оценку, у него выше настойчивость и эмоциональная вовлеченность. Его сверстник, который обучается по импортной программе, не воспринимает взрослого как безусловный авторитет, такие дети менее ориентированы на соблюдение российский норм и правил поведения. Юлия Жукова Источник http://www.samru.ru/society/obrazovanie/70243.html

 

Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • External links will be redirected to a page that tells the user that they are about to leave the site.