Как и ожидалось, на очередное занятие в "Улитке", посвященное поведению мамы во время возрастного кризиса у ребенка, собралось больше всего мам с детьми. Я пришла на встречу с сыном, который так настойчиво начал требовать печенье, что мы стали поводом и примером для разбора ситуации: как вести себя маме, когда ребенок впадает в истерику. Вообще, я не против детского печенья, но только не в том количестве, которое требует мой ребенок. А требует он очень много, лупя по всему, что попадет ему под руку (в первую очередь по мне). Чаще всего, когда ребенок подходил ко мне и что-то требовал – я подчинялась, делала то, что он хотел. Даже если мне неудобно. Даже если очень неудобно. Аня обратила внимание на то, что в таких ситуациях очень важно озвучивать ребенку свои мысли, свое настроение. Если этого не делать, то мама по сути будет выполнять все ту же функцию ухода и заботы. Когда ребенок совсем маленький и является с мамой одним целым (вместе спят, вместе едят, вместе гуляют), то это абсолютно нормально, логично, правильно. Но в один прекрасный момент ребенок должен почувствовать маму, осознать ее, как что-то отдельное от себя. А возможно это только если мама как-то проявляется, показывает свое «Я». Этот момент очень важен не только для ребенка, но и для самой мамы, которая точно также , как и ее малыш, переживает кризис. На занятии практически у всех мам был один вопрос – как вести себя, когда ребенок что-то требует, требует в тот момент, когда вы не можете ему этого дать: игрушку в магазине, внимания, когда закипевший чайник заливает плиту. В этот момент очень важно показать ребенку свои эмоции, проговорить чувства: вы злитесь, вы расстроены, огорчены и т.д. Только в этом случае возникнет контакт между мамой и малышом. Контакт не означает, что все рады и счастливы. Контакт – это когда мама дает себе право на чувства, эмоции. Дает себе и ребенку, который смотрит на нее и приобретает поведенческий опыт. Если мама будет вести себя неправильно, то и опыт ребенок приобретет неправильный (я не имею права сердиться, расстраиваться, просить, отказывать и т.п.). На этом занятии я вдруг поняла, что для меня все мамы делятся на три категории. Первые – это мамы-баобабы. Волевые, сильные, во многих вопросах абсолютно несгибаемые. Мамы, которые изначально дистанцируются от ребенка, выступают категорически против совместного сна и «приучения к рукам». Вторая категория мам - мамы-травки. Они очень мягкие, очень нежные, очень «природные». Эти мамы, наоборот, очень долго находятся со своим ребенком в состоянии одного целого. Длится все это настолько долго, что женщина перестает отделять желания ребенка от своих и наоборот. Третья категория – это мамы-бамбук. Они что-то среднее между первыми и вторыми. И им на самом деле тяжелее всего. Они не хотят отдаляться от своего ребенка, но при этом достаточно активны и самодостаточны, чтобы хотеть оставаться самими собой: со своими желаниями, интересами, увлечениями. Они, как сам бамбук – очень гибкие, но при этом очень прочные. Да, его клонит из стороны в сторону, но он всегда возвращается в состояние равновесия. И возрастные кризисы, которые дети проходят в год, два, три, даются им тяжелее всего: махнуть рукой на все это они не могут, а как вести себя правильно – не всегда знают. На занятии мы только начали разбирать эту тему, но уже возникло много вопросов и даже споров. Тема сложная. Наверное, самая сложная. Поэтому- продолжаем разбираться.
Наталья Тилли. Мама-бамбук
Расскажите своим друзьям
Комментарии
Добавить комментарий