Адаптация ребенка в детском саду

Первый совет, который я хотела бы дать в самом начале статьи – не торопитесь. Процесс привыкания ребенком к саду должен быть спокойным и медленным. Таким, чтобы ни вам, ни ребенку не было ясно, где закончилась подготовка и началась уже адаптация. Именно поэтому я не пишу две разных статьи«Подготовка» и «Адаптация». На мой взгляд, прекрасно, когда это просто единый процесс – одно незаметно перетекает в другое.

Теперь подробнее, и по пунктам.

«Техническая» сторона вопроса

Определившись с садом, разузнайте о принятом в нем режиме дня и требованиях воспитателей (как они относятся к тому, что ребенок может попросить покормить, переодеть его, или если ему потребуется помощь в туалете). Медленно, плавно, задолго до первого похода в сад меняйте свой режим дня на более «садиковый». Ну, и бережно учите ребенка навыкам самообслуживания. Особенно личным, туалетным.

Говорите с ребенком о саде

Много рассказывайте ему. О том, что такое детский сад, что там делают дети, как зовут воспитательницу, как она выглядит, что говорит, что конкретно он – ваш ребенок будет там делать, что есть, во что играть и т.д. Чем больше подробностей, тем лучше.

Не нужно "душераздирающих" методов

Готовя ту или иную статью, я обычно читаю родительские форумы, чтобы понять, что может быть интересно мамам и папам на эту тему. В этот раз я столкнулась с огромным количеством историй о том, как воспитатели старались поскорее проводить родителей в первый же день, чуть ли не силой уносили на руках от мам и пап их плачущих, рыдающих детей, мотивируя тем, что так – лучше. Быстрее, типа, привыкнет. Все плачут, и ваш вот – не исключение.

Не верьте никому, кто говорит, что это действенный метод. Это – травмирующий метод. Выбирайте плавность, медленность, бережность. Вы должны «ввести»ребенка в детский сад осторожно, не торопясь. Вы же не зуб вырываете (хотя, даже зуб вырывать проще и безболезненнее, когда он уже хорошо расшатан, т.е. подготовлен).

Сначала просто придите погулять на территорию детского сада с той группой, в которой будет находиться в будущем ваш ребенок. Пусть на прогулке познакомиться с детьми, с воспитателем. На следующий день придите снова. Потом придите еще.

Затем, однажды войдите вместе с ребенком в игровую, спальню, пусть воспитатель покажет вам игрушки, кроватки, ребенок увидит, куда уходят дети после прогулки, что они делают в саду.

Потом придите еще – вместе. Побудьте в саду со своим ребенком, поиграйте с ним. Дайте ему освоиться, привыкнуть к новой обстановке, познакомиться с детьми и воспитателем, хорошо привязаться к ним, прежде чем вы впервые уйдете.

Пусть ваш первый уход будет совсем недалеким – за дверь игровой комнаты. И пусть ребенок открывает дверь и подходит к вам, если ему станет тревожно, столько раз, сколько ему это будет нужно. И только когда вы интуитивно поймете, что можно идти дальше, пробуйте уходить за пределы детского сада. Обязательно договорившись об этом с ребенком.

Обговорите время. Время ребенку понять сложно, поэтому скажите, что он поест, поиграет, и вы за ним придете. Не оставляйте ребенка в саду на сон в первое время. Заснуть без мамы – обычно одно из самых трудных мероприятий для малыша.

Не будьте строги в соблюдении графика

«5 дней в неделю». Вовсе не обязательно посещать сад сразу с понедельника по пятницу. Вы можете устроить себе и ребенку индивидуальный режим, в котором у вас будет не 2, а 3 или 4 выходных в неделю. Со временем, постепенно, если вам это необходимо, количество выходных можно будет уменьшить до 2.

Не обманывайте ребенка

Если вы пообещали, что придете после обеда – придите после обеда. Если знаете, что прийти после обеда у вас не получится – скажите об этом ребенку честно.

Дружите с воспитательницей

Ребенку будет проще адаптироваться и проводить время в детском саду, если он будет знать, что воспитательница – это человек, которому доверяют его мама и папа, с которым они дружат. Проводите с ней время, пригласите ее в гости – в общем, дружите.

Не допускайте конфликтов с воспитателем при ребенке. Если в ваших отношениях есть какие-то сложности, обязательно их обговорите – недосказанность, недоверие, ваши сомнения по поводу тех или иных воспитательных мер ребенок почувствует. Прекрасно, если ваши отношения с воспитателем откровенны, чисты, честны и теплы. Проговаривайте и проясняйте все, что не устраивает, но в мягкой, осторожной форме и без ребенка.

Не убегайте быстро, когда приводите ребенка

Придите пораньше. Разденьте ребенка, побудьте с ним некоторое время. «Вручите» его воспитательнице. Убедитесь, что между ними завязался контакт, что ребенок готов отпустить вас, и только тогда, попрощавшись (не убегая незаметно), идите.

Компенсируйте расставания

После сада проводите вечер с ребенком вместе, спокойно и тихо. Избегайте компьютеров, мультиков по вечерам – малыш и так весь день был под атакой множества зрительных и слуховых стимулов. Играйте, читайте, рисуйте. Дайте ему возможность «добрать» вас, компенсировать разлуку с вами. Много гладьте и обнимайте его. Не прекращайте грудного вскармливания в связи с садом. Спите вместе - ночью ребенок «покроет» дневную нехватку тактильного контакта с вами.

Вместе проводите выходные. Старайтесь делать это без шума и гама (гости, многолюдные места) – спокойно, тихо, наслаждаясь только друг другом.

Играйте в детство

Когда ребенок идет в детский сад, он испытывает стресс. А в стрессе дети всегда«возвращаются к истокам» - в свои первые стадии развития. Когда им трудно, они снова хотят туда, где им было хорошо, где все понятно и просто – к маме на руке, в ее объятия.

Будьте готовы поиграть в детство, покачать, пообнимать, поносить на руках и погладить свою потяжелевшую лялю.

Дайте ребенку в сад ваши вещи

Чтобы малыш скорее адаптировался и чувствовал себя в саду как дома, чтобы разлука с вами не была для него столь невыносимой, хорошо бы, чтобы с ним были вещи, напоминающие ему дом и вас. Идеально, если в сад можно приносить свое постельное белье, на котором ребенок спит дома, и которое пахнет домом, а также его посуду, к которой он привык. Я знаю, что в Самаре есть как минимум один детский сад, где это приветствуется.

Можно также дать ребенку с собой фото мамы (оставить в шкафчике), любимую игрушку (с которой он мог бы и спать), диктофон с записью сказки, которую мама читает дома на ночь (опять же, чтобы ребенок засыпал в саду под мамин голос) и т.д.

Придумывайте разные волшебные штучки

Облегчить пребывание ребенка в саду без вас можно при помощи всевозможных«волшебных» штучек, которые работают благодаря безразмерной детской фантазии.

Волшебной штучкой может быть зеркальце, которое вы оставите в шкафчике ребенка и договоритесь, что каждый раз, когда он смотрит в него, вы смотритесь в такое же где-то там у себя на работе, и между вами образуется невидимая связь.

Волшебной штучкой могут стать невидимые поцелучики, которые вы положите в карман своему ребенку. Когда ему станет без вас тоскливо в саду, он сможет достать поцелуйчик и приложить его к щеке.

И так далее. Волшебных штук очень много. Можно даже устроить конкурс на придумывание лучшей волшебной штуки.

Посещайте детский сад

Договоритесь с воспитателем и другими родителями о том, чтобы каждый день на один-два часа в гости в сад приходили чья-нибудь мама или папа. Делайте это по очереди. Играйте вместе с детьми, читайте им книги, рассказывайте о своих профессиях, проводите детские мастер-классы. Так детям будет теплее, безопаснее и комфортнее в детском саду.

Будьте готовы к изменениям

Когда ребенок начинает ходить в детский сад, он сталкивается с рядом трудностей. Как я уже написала выше, смена обстановки, разлука с родителями для него являются стрессом. В период привыкания, адаптации поведение ребенка может измениться. Малыш может стать более агрессивным, раздражительным, более капризным или плаксивым, расстроенным. Будьте готовы к этому и не ругайте, не исправляйте ребенка. Примите как данность его капризы и злость на этот период, чаще обнимайте, говорите теплые слова, окружите любовью. Слушайте и слышьте своего ребенка – он это не на зло вам, ему сложно.

P.S. Большую часть советов я позаимствовала у замечательного психолога Ольги Писарик. Примеры с волшебными штучками – из сообщества в жж «alpha-parenting», в котором обсуждается воспитание детей с точки зрения теории привязанности Г.Ньюфелда, автора знаменитой книги «Не упускайте своих детей». Очень рекомендую читать Ньюфелда, Писарик и alpha-parenting всем родителям (независимо от того, посещают ли их дети детский сад).

Анна Жулидова

Анна Жулидова


Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему

Комментарии

Аватар пользователя Маруся

Сначала просто придите погулять на территорию детского сада с той группой, в которой будет находиться в будущем ваш ребенок. Пусть на прогулке познакомиться с детьми, с воспитателем. На следующий день придите снова. Потом придите еще.Затем, однажды войдите вместе с ребенком в игровую, спальню, пусть воспитатель покажет вам игрушки, кроватки, ребенок увидит, куда уходят дети после прогулки, что они делают в саду.Потом придите еще – вместе. Побудьте в саду со своим ребенком, поиграйте с ним. Дайте ему освоиться, привыкнуть к новой обстановке, познакомиться с детьми и воспитателем, хорошо привязаться к ним, прежде чем вы впервые уйдете.Пусть ваш первый уход будет совсем недалеким – за дверь игровой комнаты. И пусть ребенок открывает дверь и подходит к вам, если ему станет тревожно, столько раз, сколько ему это будет нужно. И только когда вы интуитивно поймете, что можно идти дальше, пробуйте уходить за пределы детского сада. Обязательно договорившись об этом с ребенком.Это в идеале. На самом деле в муниципальных садах мам вовнутрь не пускают - оставляй и уходи

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • External links will be redirected to a page that tells the user that they are about to leave the site.