Сегодня мы продолжаем серию размышлений и впечатлений наших авторов о литературе по воспитанию детей отзывом Ольги Утиной о книге Н.Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума». О последней части названия книги – мы уверены, что этого не произойдет, но все же если ваш малыш уже проявляет твердость характера и не считает необходимым иногда вздремнуть или уделить должное внимание горшку – данный материал, надеемся, вам будет полезен.
Это мое первое бумажное издание по детской психологии, все предыдущие книги подобной тематики я читала в электронной версии. И оказалось, что бумажный вариант менее удобен – иногда хотелось сделать заметки на полях, а рисовать в книге я как-то не привыкла. И сын постоянно пытался ее «почитать» – каждый листочек по отдельности от всей книги. Я прочла ее с удовольствием, автор – практикующий детский психолог из Новой Зеландии, пишет он легко и увлеченно.
О чем книга – о детских проблемах, которые стали проблемами, то есть о тех, с которыми сами родители не могли справиться, тех, что вызывают серьезный физический и психологический дискомфорт у мам и пап. Рассмотрены вопросы сна, еды, горшка и плохого поведения. Так какие же способы их решения дает нам автор?
1. Сон Самый спорный для меня совет дан именно по этой теме, Н.Латта предлагает использовать «Метод контролируемого плача». Ребенка кладут в кроватку и уходят на 2 минуты, потом папа или мама возвращаются и несколько минут проводят вместе с ним: могут его успокаивать, но без слов и не берут малыша на руки. Далее уходят на 3 минуты, на 4 и так далее до тех пор, пока маленький не заснет. Лично я считаю, что такой метод слишком жесток, но в тех условиях, в которых его предлагал автор, он имеет право на существование. В его примере родители не спят уже несколько месяцев, их ребенок проводит во сне только 2 часа в день. Существует реальная угроза для их жизни, так как папа водитель, а мама измотана до предела – в такой ситуации стоит воспользоваться методикой и получить возможность научить ребенка спать за 3-5 дней.
2. Еда Голодные дети едят – в этом и состоит весь совет автора, и с этим утверждением я абсолютно согласна. Кормление насильно, с ложечки и с прибаутками «За маму, за папу» мы никогда не применяли. Если сын хочет есть – он поест, нет – значит за ужином покушает с большим аппетитом. Проблем с едой у нас не было, если не считать те случаи, когда сын просит добавки, а ее уже не осталось. Тут уже приходится что-то придумывать.
3. Горшок Всю главу, касающуюся этой темы, также можно передать фразой: «Если ребенок не принимает горшок, просто немного подождите». Интересны статистические цифры, которые приводятся для Новой Зеландии: к 3-ем годам 2/3 детей учатся не писать в штаны днем, к 4-ем это получается у большинства. Российские родители хотят того, чтобы ребенок в 1,5-2 года уже ходил на горшок. Меня несколько смутил совет превратить поход на горшок во что-то увлекательное, вроде полета на Луну или поездки на динозавре, но совет сначала научить игрушку, а потом ребенка мне понравился, хотя у нас все получилось просто, без таких переходных моментов.
4. Капризы и плохое поведение Последней проблеме – капризы и плохое поведение посвящено несколько глав, где даются советы для разного возраста. Первый и самый простой и, как мне кажется, самый действенный – это направленное внимание на хорошее поведение. Ребенок сидит и самостоятельно играет – мы этому, конечно же, рады, но редко говорим ему, как нам это нравится. А как только он начинает стучать ложкой по столу – сразу же следует «Перестань!». Ребенку важно внимание и совершенно не важно какое именно – положительное или отрицательное, главное, чтобы оно было и побольше. Вот и происходит то, что мы своими же действиями провоцируем нежелательное поведение. Чтобы его исправить, нужно игнорировать плохое, а обращать внимание и хвалить за хорошее. Понимаю, что сделать это не всегда легко, но необходимо об этом помнить и стараться делать – постепенно это у вас получится. Для более старших деток и для коррекции проблемного поведения Н.Латта предлагает способы «Жетоны с наклейками» и «Тайм-аут». Описаны оба метода хорошо, особенно мне понравились жетоны, но насколько они действительно помогают, проверить пока не могу – мой сын очень маленький и пока понять их не сможет. Способы работы с детскими задачами автор предлагает разные: кому-то подойдет все, некоторым часть из них покажется неприемлемыми.
Самое главное, как и во всех книгах, не следовать бездумно всем советам, а подходить к ним очень избирательно, адаптировать именно к ситуации в вашей семье.
Если практические советы спорны, то изначальные принципы, которые Н.Латта предлагает запомнить всем родителям, мне понравились:
- детей нужно уважать и выстраивать с ними хорошие отношения
- любить детей легко, находить в этом удовольствие трудно. Будьте проще, находите радость в каждом моменте, отдавайтесь этому полностью
- детям нужно внимание. Они готовы на все, чтобы их заметили, в том числе на плохие поступки
- детям нужны границы
- старайтесь быть последовательными
- ужасное поведение и оскорбления не должны оставаться без наказания
- любое поведение – это общение. Дети часто выражают свое мысли и чувства через поведение, а не словами. Плохое поведение – это тоже способ общения.
- не сражайтесь с хаосом. Появление детей и появление хаоса в жизни, в доме неразрывно связаны между собой, относитесь к нему спокойно. У
дачи вам и приятного чтения.
Расскажите своим друзьям
Комментарии
Добавить комментарий