Существует ряд причин из-за которых ребенок может вести себя агрессивно. В прошлом материале я рассказала, что влияет на подобное поведение и как это устранить. Но что, если ребенок уже ведет себя агрессивно? Тогда, необходимо также помочь ему справиться со своими чувствами и поведением.
Большая ошибка, которую допускают родители и педагоги в общении с агрессивными детьми — пытаются «погасить» агрессию. Уговаривают ребенка, объясняют, что злость — это нехорошо, рассказывают о «хорошем» поведении, поощряют спокойствие, тихие игры и т.д. +-Ребенку, переполненному чувствами, сложно сдержать их или выразить прилично. Удерживание агрессии в себе приводит к отрицательным последствиям, включая психосоматические заболевания и испорченные отношения.
Принять чувства ребенка и помочь ему выразить их.
Мы испытываем самые разные чувства. Любое из них (включая злость) — нормально, естественно и ничем не хуже других. Агрессивность ребенка — признак того, что у него есть весомые причины долго носить в себе злость. Ваша задача — помочь ребенку эту злость выразить, вынести ее наружу. Представьте себе вулкан, который вот-вот взорвется. Так чувствует себя ваше дитя. Помогите ему прогневаться в безопасной и принимающей обстановке.
Для того, чтобы выразить злость, слов недостаточно. Нужно и ногой топнуть, и крикнуть, и кулаки сжать — кому как.
Индивидуальный способ выражения злости зависит от того, где, в какой части тела сосредоточена энергия. Ребенка можно спросить простыми словами: «Что у тебя злится сейчас больше всего? Руки? Ноги?». Или просто понаблюдайте: когда он гневается — он бьет вас ногами, кулаками, кричит, рычит или, может быть, все вместе?
Исходя из этих наблюдений, предложите ребенку следующие игры.
Для рук: рвать бумагу, бить подушку, кидать мяч об стену, выжимать мокрое полотенце и т.д.
Такие упражнения для рук я рекомендую также всем родителям, которым сложно себя сдержать и не шлепнуть ребенка. Заведите крупяную подушку и держите ее под рукой. Когда злость на пределе, поколотите подушку, а не ребенка. Вы почувствуете, как вам сразу же полегчает. И вы не будете впоследствии испытывать чувство вины.
Для ног: топать, танцевать злой танец, пинать мяч и т.д.
Моя дочь, когда злится, ложится на спину и изо всех сил ногами колотит гречневую подушку. Если бы не спасительная подушка, мои ноги были бы в синяках.
Для рта: рычать как тигр, грызть морковь, петь и т.д.
Обязательно найдите место, где вашему ребенку можно вдоволь покричать. Сдержанный в горле гнев — это предвестник кариеса, болезней горла. Злость необходимо «проголосить». Одна моя взрослая клиентка перестала ощущать болезненный комок в горле после того, как стала каждый день петь.
Будьте рядом с ребенком, помогайте ему. Выражайте злость вместе с ним. Слегка преувеличивайте настрой ребенка, будьте бодры. Делайте это, когда у вас есть силы.
Возьмите за правило устраивать сеансы гнева. Достаточно и пяти минут в день, главное — регулярность.
После того, как агрессия легализована, ребенку становится легче. У него есть законное место, куда можно отнести свою злость, и она там не осуждается, не критикуется, ее принимают. Напряжение ребенка заметно падает.
Дальше можно учить ребенка выражать гнев прилично. Учить этому малышей можно двумя способами:
Выражая свой гнев при них. Пусть ребенок видит, что когда вы злитесь на кого-то из близких, вы говорите «я злюсь», «меня это бесит» и т.д. Вы при этом не деретесь. Да, вы повышаете голос, но не для того, чтобы оскорбить собеседника.
При помощи активного слушания. Это значит, что когда ваш малыш злится, вы называете его чувства (без осуждения!): «ты злишься сейчас», «тебе это не нравится».
Детям постарше также можно объяснять, что есть формы выражения злости, которые не одобряются социумом и, к сожалению, приносят проблемы.
Если, к примеру, злишься на учительницу, то дразнить ее и срывать урок — это не самый полезный для себя самого способ избавиться от агрессии. А вот сказать себе (или написать маме смс): «я сейчас дико зол на Марьванну» и, придя домой, поколотить подушку и написать Марьванне на листе все то, что так хочется ей сказать, но нельзя (пусть нецензурно) и затем листок выбросить — это поможет. Этот способ безопасен, и он сразу убивает двух зайцев: ребенок не держит гнев в себе, выражает его (раз), отношения с Марьванной не испорчены, нет проблем со школой (два).
Не пугайтесь злости своих детей. Повторюсь, что она — нормальна. И ваша задача — не потушить ее, а, напротив, принять, легализовать, дать выйти.
Анна Жулидова
Расскажите своим друзьям
Комментарии
Елена (не проверено)
08 апреля 00:30
Постоянная ссылка (Permalink)