Что: мероприятие по исследовательской деятельности для детей старшей группы.
Цель: познакомить детей с природными явлениями –вулканами, их строением, причиной извержения.
Задачи:
- - Сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы.
- - Активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава
- - Познакомить детей с профессией вулканолога ,изучение этого явления –важнейший фактор в понятии строения нашей Земли.
- - Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
- - Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения., - Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
Предварительная работа:
- - Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И.Перфильев.
- - Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.
- - Беседы о видах вулканов.
- - Изготовление макета вулкана.
Материал:
- - Компьютер.
- - Картинки с изображением вулканов.
- - Смесь для изготовления извержения вулкана.
- - Листы бумаги, цветные мелки.
Ход сценария
1-я часть
Воспитатель: Ребята, а не хотите ли поучавствовать сегодня в волшебстве, и стать настоящими волшебниками?
Дети:
В: Как вы думайте, о чем пойдет сегодня речь?
Д: О вулканах.
В: Ребята кто знает загадки про вулкан?
- «Я плююсь огнем и лавой,
- Я- опасный великан,
- Славен я недоброй славой,
- Как зовут меня? (Вулкан)
- Снежная гора
- Вверху – дыра,
- Внутри – жара!
- Иногда пускает лаву,
- На нее не найти управу! ( Вулкан)
Как вы думайте, что такое вулкан?
Д: Гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма, поднимается дым, и летят камни.
В: Правильно, это огнедышащая гора, на что похожа гора?
Д: На конус, на треугольник.
В: А что извергает вулкан?
Д: Из вулкана которого выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасывается газы, пепел, раскаленные камни.
В: Вот послушайте легенду про древнего бога Вулкан: В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест — огонь. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.
В: Ребята, а как вы думайте, как образуется вулкан?
Д:
В: А хотите узнать как устроен вулкан? Давайте перейдем в другую часть нашей лаборатории, и я расскажу, как образуется вулкан. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется –земная кора. А вот места, где большие плиты соприкасаются, друг с другом называется разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении. Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу. Магма вырвавшаяся из вулкана называют лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень большую тем. До 1000гр. И быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. А кусочки застывшей лавы есть пемза. Пемза это полезное ископаемое, используется человеком. Что выходит из вулкана?
Д: Пепел, вылетают камни.
В: Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то станет хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей и образуется черный песок. (Показать черный песок). Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением вулканов?
Д:
В: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?
Д: Изучение вулканов.
В: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. А как вы думайте это нужная профессия?
Д: Да.
В: Еще эти люди изучают строение земли, и что происходит внутри под земной корой. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуация и оповещение.
2-я часть
В: А сейчас перейдем к монитору и посмотрим какие бывают вулканы: Какие бывают вулканы?
Ответы детей:
- Вулканы бывают действующие- это которые извергают лаву.
- Потухшие- не извергающие лаву.
- Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.
- Вулканы при извержении образуют много пепла, выбрасывают много вулканических камней.
- Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.
В: А как вы думайте, приносят ли вулканы пользу, и почему же люди не оставляют эти места, где имеются вулканы?
Д:
В: А приносят ли пользу вулканы?
Д: Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана.
Там плодородная почва;
Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.
Проведение физкультминутки.
3-я часть
В: Но сегодня мы волшебники, и забыли про волшебство, не хотите ли оживить вулкан? А теперь давайте с вами сами устроим свой вулкан. И для начала вспомним, как все начиналось. (показ слайдов по монитору).
Делаем опыт.
В: Ребята, наш вулкан относится к уснувшим вулканам. Сейчас мы его разбудим. Будем изготовлять лаву. Только нужно все проводить со взрослыми. Заливаем смесь, и посмотрим что получиться.
4-я часть
В: Я предлагаю пройти в нашу картинную галерею и вспомнить, какие бывают вулканы, а пока вы рассматривайте вулканы девочки, прочитают стихотворение про вулкан.
Вулканы начали "вулканить" -
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул -
И на десятки лет уснул.
Пройдут века...
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.
В: А не хотите ли нарисовать свои вулканы? А потом мы их рассмотрим и вы расскажите какой у кого получился вулкан.
Дети рисуют вулканы. Рисунки вывешиваются на доске и дети кратко рассказывают про свой вулкан.
От автора
«Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек» (Я.Каменский)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. И очень хочется видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, уметь ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.
Известно высказывание Л. С. Выготского о том, что «обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний».Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В моем исследовании я придерживаюсь определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой». Понимая значения экспериментирования для психического развития ребёнка, я оборудовали в группе мини – лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой работы.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам. Я выделяю несколько принципов отбора материала:
Принцип научности
Детям даются только достоверные научные знания, которые не могут быть опровергнуты.
Принцип доступности
Все знания должны соответствовать возрастному уровню детей-дошкольников. Обеспечить усвоение ребёнком способов познания, исследовательской деятельности.
Принцип развивающего эффекта содержания
Знания должны опираться на зону ближайшего развития детей, обеспечивать усвоение ребёнком способов познания.
Принцип системности
Все знания должны быть связаны друг с другом, обеспечить у ребёнка знание целостной картины мира.
Принцип синтеза интеллекта и деятельности
Это развитие не только приёмов, но и той деятельности, в которую включены дети, развивая их чувства и эмоции.
Краеведческий принцип
Чтобы обеспечить связь приобретаемых знаний с повседневной жизнью дошкольника, необходимо опираться на его ближайшее окружение – природные материалы нашей местности.
Принцип восстребованности
Всё, что ребёнок узнаёт в процессе обучения, должно перейти в его активный опыт, использоваться в его повседневной жизни. Это делает процесс актуальным и творческим, вызывает у ребёнка желание узнать новое.
Принцип комфортности обучения
Предполагает атмосферу понимания и радости общения. «Мы здесь все умные». Это подхлёстывает познавательный интерес.
Я почувствовала необходимость обучать детей нетрадиционными методами, которые поддерживали бы познавательный интерес и привели бы их к открытиям. Дети учатся искать условия поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Часто случается, что исследование, начатое на занятии, требует продолжения в свободное время. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами детского сада, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Наличие мини лаборатории дает мне большие возможности, это: работать небольшими группами (5-7 человек) по интересам, использовать материалы, которые невозможно использовать при большом количестве детей, не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю. Во время занятия проводиться один-два эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста, в зависимости от сложности.
Моя цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно сформулировать так:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
a) Развитие у детей представления о химических свойствах вещества(выделение вещества путём отстаивания фильтрования)
b) Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (испарения , магнетизм, сила тяготения и др.)
c) Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.
d) Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.
- Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)
- Развитие у детей умственных способностей.
- Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
Структура проведения игры- экспериментирования:
- - Постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи).
- - Выдвижение предложений отбор, способы проверки.
- - Проверка гипотез.
- - Подведение итогов, вывод.
- - Фиксация результатов.
- - Вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности ребенка я использую различные стимулы:
- - Новизну, необычность объекта;
- - Сюрприз, тайну;, - Мотив помощи;
- - Познавательный мотив (почему так?)
- - Ситуация выбора.
После проведения таких экспериментов у детей нашей группы возникает много вопросов. Их интересует: как выглядит микроб, почему дует ветер, почему снег тает. Я не всегда тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли ответ самостоятельно.
Работа в лаборатории находит отражение и в творческой деятельности детей. Так после эксперимента дети часто делают зарисовки опыта, являются участниками оформления коллажей по темам.
Родители нашей группы тоже принимают активное участия в экспериментировании. Но им легче самим рассказать детям определенные сведения, чем организовать процесс самостоятельного детского исследования. Такое обучение можно назвать пассивным, т.е. ребенок пассивно слушает, запоминает, а иногда и не запоминает, но сам в активном изучении объекта не участвует, и шансы ребенка развивать высокую познавательную активность снижается.
В нашей группе я часто вовлекаю родителей в эксперименты. Дети любят что-то делать своими руками, и демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность. Для родителей моей группы я разработала и реализовала семейный исследовательский проект: «Огород на окне», « Кристалл- какой он?», «Как происходит извержение вулкана?». В результате в большом выигрыше оказались дети, потому что это положительно сказалось на достижениях детей и в области творчества, и в познавательной деятельности, и в бытовых навыках.
В конце учебного года для родителей и детей провожу открытое занятие, где дети демонстрируют свое умение думать, рассуждать, и быть самостоятельными.
И таким образом, я сделала вывод: исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развить мышление, логику, творчество ребёнка, помогают наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самостоятельно найти вопросы на ответы «Как?» и «Почему?» Как показывает практика, знания, полученные в результате опытов, запоминаются надолго.
«Что я слышу – я забываю,
Что я вижу - я помню,
Что я делаю – я понимаю»
(Конфуций)
Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, чем больше нового и интересного получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Томашевская И.А.
Комментарии
Добавить комментарий