Честно скажу, что бестселлер Амазона «Гении и аутсайдеры» Малколма Гладуэлла я начала читать для профессионального развития. В итоге книга стала для меня особенно ценной с точки зрения родителя. Эта книга о том, что талант и успех связаны далеко на так тесно, как мы думаем. Основываясь на биографиях и статистических данных автор показывает, что для реализации способностей человека необходимо стечение целого ряда обстоятельств. Не все они зависят от нас. Мой интерес вызвали те, на которые могут повлиять родители.
Канадский психолог Роджер Барнсли в середине 80-х годов привлек внимание к феномену возраста. Он и его коллеги собрали статистические данные на игроков канадского хоккея. Оказалось, что в любой элитной группе около 40% игроков родились между январем и мартом, 30% - между апрелем и июлем, 20% - между июлем и сентябрем и только 10% - между октябрем и декабрем. Эта закономерность объясняется очень просто. В Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчиваются 1 января. Представьте, что в команду попадают два мальчика. Одному 1 января только-только исполнилось 9 лет, а другому 9 лет и 11 месяцев. Тренеры отбирают в элитные команды более взрослых ребят, так как они более сильные, рослые и ловкие. Именно их они считают более талантливыми (хотя речь идет о развитости, а не о способностях). В результате более взрослый ребенок попадает в команду, где с ним занимаются лучшие тренеры. Он играет с более сильными товарищами не в 20 играх в сезон, а в 50-70. И к 13-14 годам действительно обретает мастерство и имеет больше шансов попасть в национальную хоккейную лигу.
Тот же самый эффект наблюдается и в сфере образования. Многие взрослые считают, что даже если ребенок попадает в сад или школу чуть раньше своих сверстников, то все различия потом сгладятся. «Отнюдь нет» - уверяет автор книги. Все как в спорте. Старшие дети гораздо чаще попадают в более продвинутые группы по различным предметам. Им достается больше внимания учителей. Они активно участвуют в различных олимпиадах и конкурсах. А значит – больше готовятся и практикуются.
В начале 90-х годов психолог Андерс Эриксон в результате исследований в Академии музыки в Берлине вывел знаменитое число, ведущее к мастерству – 10 000 часов. Все участники эксперимента – талантливые музыканты начали играть около 5 лет. С возрастом часы тренировок увеличивались, но не у всех. Лучшие ученики упражнялись больше остальных.
Билл Гейтс начал изучать компьютер в 7 классе школы для детей сиэтлской элиты. Компьютерный терминал в 1968 году был настоящей диковинкой. Юный Билл был один из очень и очень немногих, кто мог практиковаться в столь юном возрасте. Ко второму курсу у него было почти 7 лет стажа работы на компьютере (гораздо больше 10 000 часов). На тот момент таких людей во всем мире можно было пересчитать по пальцам.
Социолог Гарриет Цукерман в конце 70-х годов опубликовал свое исследование, посвященное Нобелевской премии. Оказывается огромное количество лауреатов Нобелевской премии в свое время учились у другого лауреата. И тут все просто: выдающимся ученым тебе поможет стать выдающийся ученый! Очень важное уточнение – на момент обучения не все наставники уже были обладателями престижных премий. Поэтому обращайте внимание на отличительную черту таких учителей– амбициозность!
Социолог Аннет Ларо из Мэрилендского университета провела интересное исследование, объектом которого были дети из богатых и бедных семей. Команда Ларо следовала за нами буквально повсюду, вооружившись магнитофонами и блокнотами. В результате выяснилось, что воспитательных «философий» во всех семьях всего две, и граница между ними проходит точно по границе между классами. Состоятельные родители активно принимают участие в жизни ребенка, приобщают к различным видам деятельности, подробно расспрашивают об отношениях ребенка с окружающими, победах и достижениях, промахах и неудачах. Жизнь детей из бедных семей напротив не отличалась какой-то насыщенностью, а родители не придавали этому особого значения. Стиль воспитания первых родителей Ларо называет «совместное развитие». Таланты, умения и побуждения детей активно стимулируются. Во второй ситуации родители больше заботятся о детях, считая, что развиваться они должны самостоятельно. Дети активных родителей приобретают разнообразный жизненный опыт, учатся работать в команде, высказывать свое мнения, общаться с самыми разными людьми. Они знают о своих правах и не бояться их реализовывать. В противоположном случае – дети из бедных семей отличаются выдержанной сдержанностью, недоверием и зажатостью.
Подписывайтесь на нашу рассылку:)
Расскажите своим друзьям
Комментарии
Добавить комментарий