Гении и аутсайдеры: бизнес-книга, которая будет интересна родителям

Честно скажу, что бестселлер Амазона «Гении и аутсайдеры» Малколма Гладуэлла я начала читать для профессионального развития. В итоге книга стала для меня особенно ценной с точки зрения родителя. Эта книга о том, что талант и успех связаны далеко на так тесно, как мы думаем. Основываясь на биографиях и статистических данных автор показывает, что для реализации способностей человека необходимо стечение целого ряда обстоятельств. Не все они зависят от нас. Мой интерес вызвали те, на которые могут повлиять родители.

гении и аутсайдеры

Учитывайте возраст, или когда отдавать ребенка в школу

Канадский психолог Роджер Барнсли в середине 80-х годов привлек внимание к феномену возраста. Он и его коллеги собрали статистические данные на игроков канадского хоккея. Оказалось, что в любой элитной группе около 40% игроков родились между январем и мартом, 30% - между апрелем и июлем, 20% - между июлем и сентябрем и только 10% - между октябрем и декабрем. Эта закономерность объясняется очень просто. В Канаде отбор в возрастные хоккейные группы заканчиваются 1 января. Представьте, что в команду попадают два мальчика. Одному 1 января только-только исполнилось 9 лет, а другому 9 лет и 11 месяцев. Тренеры отбирают в элитные команды более взрослых ребят, так как они более сильные, рослые и ловкие. Именно их они считают более талантливыми (хотя речь идет о развитости, а не о способностях). В результате более взрослый ребенок попадает в команду, где с ним занимаются лучшие тренеры. Он играет с более сильными товарищами не в 20 играх в сезон, а в 50-70. И к 13-14 годам действительно обретает мастерство и имеет больше шансов попасть в национальную хоккейную лигу.

Мальчик

Тот же самый эффект наблюдается и в сфере образования. Многие взрослые считают, что даже если ребенок попадает в сад или школу чуть раньше своих сверстников, то все различия потом сгладятся. «Отнюдь нет» - уверяет автор книги. Все как в спорте. Старшие дети гораздо чаще попадают в более продвинутые группы по различным предметам. Им достается больше внимания учителей. Они активно участвуют в различных олимпиадах и конкурсах. А значит – больше готовятся и практикуются.

Правило 10 000 часов, или «Учиться, учиться и еще раз учиться!»

В начале 90-х годов психолог Андерс Эриксон в результате исследований в Академии музыки в Берлине вывел знаменитое число, ведущее к мастерству – 10 000 часов. Все участники эксперимента – талантливые музыканты начали играть около 5 лет. С возрастом часы тренировок увеличивались, но не у всех. Лучшие ученики упражнялись больше остальных.

Музыкант

Билл Гейтс начал изучать компьютер в 7 классе школы для детей сиэтлской элиты. Компьютерный терминал в 1968 году был настоящей диковинкой. Юный Билл был один из очень и очень немногих, кто мог практиковаться в столь юном возрасте. Ко второму курсу у него было почти 7 лет стажа работы на компьютере (гораздо больше 10 000 часов). На тот момент таких людей во всем мире можно было пересчитать по пальцам.

Выбирайте в учителя лучших

Социолог Гарриет Цукерман в конце 70-х годов опубликовал свое исследование, посвященное Нобелевской премии. Оказывается огромное количество лауреатов Нобелевской премии в свое время учились у другого лауреата. И тут все просто: выдающимся ученым тебе поможет стать выдающийся ученый! Очень важное уточнение – на момент обучения не все наставники уже были обладателями престижных премий. Поэтому обращайте внимание на отличительную черту таких учителей– амбициозность!

Учитель и мальчик

Развивайтесь совместно

Социолог Аннет Ларо из Мэрилендского университета провела интересное исследование, объектом которого были дети из богатых и бедных семей. Команда Ларо следовала за нами буквально повсюду, вооружившись магнитофонами и блокнотами. В результате выяснилось, что воспитательных «философий» во всех семьях всего две, и граница между ними проходит точно по границе между классами. Состоятельные родители активно принимают участие в жизни ребенка, приобщают к различным видам деятельности, подробно расспрашивают об отношениях ребенка с окружающими, победах и достижениях, промахах и неудачах. Жизнь детей из бедных семей напротив не отличалась какой-то насыщенностью, а родители не придавали этому особого значения. Стиль воспитания первых родителей Ларо называет «совместное развитие». Таланты, умения и побуждения детей активно стимулируются. Во второй ситуации родители больше заботятся о детях, считая, что развиваться они должны самостоятельно. Дети активных родителей приобретают разнообразный жизненный опыт, учатся работать в команде, высказывать свое мнения, общаться с самыми разными людьми. Они знают о своих правах и не бояться их реализовывать. В противоположном случае – дети из бедных семей отличаются выдержанной сдержанностью, недоверием и зажатостью.

Наталья Тилли


Подписывайтесь на нашу рассылку:)



Расскажите своим друзьям

Поделиться
Класс!




Читать на эту тему

Комментарии

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • External links will be redirected to a page that tells the user that they are about to leave the site.