Самый частый запрос родителей, имеющих трудности со своим ребенком, звучит (если его утрировать и «перевести») примерно так: «Исправьте моего ребенка, сделайте с ним что-нибудь». Приходя к психологу, многие родители ожидают, что он будет заниматься с ребенком, вследствие чего ребенок исправится, психологически выздоровеет, избавится от своих проблем, страхов и прочего. А родитель, соответственно, избавится от трудностей в общении с ребенком, от волнений и переживаний за него.
Радует, что действительно многие родители после первой же консультации отлично понимают, что это невозможно и было бы бесполезной тратой времени и денег. Потому что, когда ребенок мал, очень много из того, что с ним происходит, зависит от его родителей. Потому что семья – целостная система, изменения в которой вызывают изменения в каждом отдельном члене семьи. А дети, если можно так выразиться, - самое слабое, беззащитное и нуждающееся в поддержке звено этой системы. И в этом смысле, как бы не занимался с ребенком психолог, он все равно возвращается в свою семью, в систему, элементы которой влияют на нее куда сильнее, чем игры с психологом.
Родители это действительно понимают, и тогда их запрос меняется. Вместо «сделайте что-нибудь с моим ребенком» звучит «что я могу сделать для своего ребенка?». Когда родители получают советы, рекомендации, они, как правило, все понимают головой. Что не понимают – спрашивают, выясняют. Разбираются рано или поздно. Но трудности начинаются потом. Потому что мы все не идеальны, и, например, уставшей, раздраженной маме тяжело выполнять рекомендацию «не кричать», хотя, конечно, она прекрасно осознает важность этой рекомендации и полностью разделяет это мнение.
Тут и начинает следующий этап, на котором как раз остаются уже далеко не многие. Этот этап – психотерапия. Т.е. работа с психологом с целью осознавания своих личных трудностей общения с ребенком, воспитания его, работа с целью поисков индивидуального, своего личного пути решения этих трудностей. Эта работа сильно отличается от консультации. Это и есть та знаменитая работа психолога, в которой он не дает советов, поскольку просто не существует рецепта, подходящего всем. Но эта работа более глубокая, значимая, важная и более полезная как для родителей, так и для ребенка.
Причем тут ребенок, казалось бы, ведь к психологу ходит мама? Или папа? Или мама и папа вместе? И причем тут мама и папа, если трудности были у ребенка? При том, что семья, повторюсь – это что-то вроде живого целостного организма, функционирующего за счет работы разных органов, взаимодействующих между собой. К примеру, если у человека проблемы с зубами, то могут возникнуть трудности с пищеварением. Или из-за нарушения работы печени может заболеть голова. А в семье, где есть дети, к сожалению, именно они чаще всего «выдают симптом». Потому что дети боле чувствительны, более зависимы и имеют меньше ресурсов справляться с трудностями, чем взрослые члены семьи.
Именно поэтому всегда, когда с ребенком психологически «что-то не так» важно спросить себя: «А что делаю я для того, чтобы было так? Каково мое участие в этом? Что я привношу в отношения со своим ребенком и другими членами семьи, что могло бы вызвать этот «симптом» у ребенка?».
Пожалуйста, обратите внимание, что я нигде не использую слово вина. Не «какова моя вина», а «каково мое участие». Это важно. Будет прекрасно, если родители воспримут идею целостности семьи не как способ завиноватиться («значит, я плохая мать, я делаю что-то не так», «это я виноват в том, что у моего ребенка трудности»), а как открывающуюся возможность, как большую свободу для того, чтобы привносить изменения. Все в ваших руках.
Правда, разобраться в том, что именно я делаю и что я не делаю в отношениях с ребенком, каким образом участвую в создании трудностей для него, самостоятельно тяжело. Но для этого и существуют психологи.
Анна Жулидова, психолог, гештальт-терапевт
Подписывайтесь на нашу рассылку:)
Расскажите своим друзьям
Комментарии
Добавить комментарий